
Огюст Роден четыре года искал образ для скульптурного воплощения Оноре де Бальзака. Львов не имеет своего Родена или новейшего Пинзеля. Однако в городе активно сооружают памятники, которые потом так же активно критикуют. Забывают, что скульптура — вид искусства, а трактуют памятник сугубо как способ сомнительно «почтить» выдающихся людей. Хотел ли бы Герой Украины Степан Бандера, чтобы установлен ему памятник во Львове сравнивали с Лениным? Вопрос — риторическое, однако реальность — больше чем не риторическая.
Когда-то львовские строительные соревновались, кто построит более красивый и более величественный храм, даже если поводом было самолюбие или стремление превзойти соседа. Скажем, неоготический костел Святой Елизаветы (в настоящее время — церкви Святых Елизаветы и Ольги) появился благодаря стремлению «предоставить силуэту Львова более католического характера», цитирует польскую прессу начала прошлого века искусствовед Андрей Дорош. Шла речь о том, чтобы шпили костела были выше от бароккового купола собора Св. Юра, который господствовал над городом. Тогдашние «отцы города», отмечает исследователь, не восприняли ситуацию, когда во время визита во Львов русский император Николай II сначала прибыл к собору Св. Юра, а уже потом к латинскому кафедральному костелу в центре города.
Создается впечатление, что нынешние «отцы города» организовали полностью другого покроя соревнование, гротесковое и абсурдное. Задание которого — окружить эти достопримечательности архитектуры как можно более не эстетическими скульптурами, велись реставрационные и покрасочные работы зданий, но выглядит все несуразно и не к месту. Казалось бы, памятник Степану Бандере, чья фигура попадает в фотообъектив вместе с шпилями церкви Святых Елизаветы и Ольги, «превзойти» не так легко. Однако на собор Юрия тоже ожидает интересное соседство: неоднозначный памятник Богдану-Игорю Антоничу в сквере со стороны улицы Городецкой и памятник Митрополиту Андрею Шептицкому со стороны улицы Ноябрьского Чина.
Во Львове проходит именно тот «замерший» этап, когда вот-вот должны объявить окончательный «вердикт» о том, которым будет монумент Митрополиту Андрею Шептицкому. Ведь всеукраинский открытый конкурс на наилучшую концептуальную идею памятника Митрополиту Андрею Шептицкому, который состоял из двух этапов, завершено. Жюри в составе 14 лиц во главе с ректором Львовской национальной академии искусств Андреем Бокотеем не определило победителя, отметив, что ни один из предложенных на конкурс проектов не заслуживает воплощение образа Митрополита Андрея Шептицкого. Зато жюри... предложило установить памятник в виде увеличенной копии изготовленной еще при жизни Митрополита скульптуры авторства Андрея Коверка (1893-1967), которая в настоящее время есть в Национальном музее имени Митрополита Андрея Шептицкого. По словам члена жюри конкурса, начальника Управления архитектуры Львовского городского совета Юрия Криворучка, жюри направило свои выводы и предложения архиепископу УГКЦ владыке
Игорю Возьняку, поскольку заказчиком конкурса является Львовская архиепархия УГКЦ.
Идея увеличенной авторской скульптуры Андрея Коверка в исполнении современных мастеров обусловила категорическое невосприятие части львовской общественности, в частности архитекторов и скульпторов. Трое небезразличных львовских архитекторов — Вера Балаж, Ярослав Климовський, Семен Цимбалюк собрали журналистов на пресс-конференцию и призывали жителей Львова не быть безразличными и позаботиться, чтобы во Львове появился памятник, достойный фигуры Митрополита. Кроме того, по словам господина Климовського, власть должна была бы организовать общественное обсуждение памятника.
Архитектор Вера Балаж так аргументировала свою позицию: «Это очень деликатный момент — предлагать работы скульпторов, которых уже в настоящее время нет среди нас. Андрей Коверко реализовал камерный вариант, а кто-то будет воплощать в натуре его мысль. Это моветон, ведь автор должен от начала до конца реализовывать проект». Еще более категорически высказался архитектор Семен Цимбалюк: «Соглашаюсь со словами Ореста Скопа о том, что устанавливать сегодня памятник по проекту Коверка — все равно, что избрать президентом Михаила Грушевского. Досадно, что после стольких туров конкурса жюри не смогло выбрать что-то одно лучше всего. Это свидетельствует не о том, что работы были очень высокого уровня и было трудно выбрать, а об определенном уровне импотенции современных львовских скульпторов».
Кроме самой скульптуры, не восприятие вызывает и запланированное место установления памятника — вблизи входа к собору Святому Юра, около корпуса НУ «Львовского политехникума». «У входа к церкви Святого Юрия есть тот неуклюжий советский политехнический корпус . То неужели на фоне этого бедного фасада стоит ставить памятник? Я категорически против. Памятник должен иметь перед собой пространство, площадь, а не стоять на перепутье. В настоящее время мода на феншуй, но это чужая для нас идеология. Зато наши предки четко знали, где можно ставить памятник, где можно сооружать собор. На перепутье никто никогда ничего не строил. Разместить памятник в сквере напротив собора Святого Юрия — наиболее приемлемый вариант, по моему мнению. Кроме того, нужно учитывать, собор входит в охранительную зону ЮНЕСКО, которая тоже накладывает соответствующие ограничения», — отметила Вера Балаж.
Еще один «пикантный» аспект конкурса — призовой фонд на сумму сто тысяч гривен. Невзирая на то, что победителя не определили и не будут сооружать памятник ни по какому проекту, деньги решили раздать: за два вторых места 30 тысяч гривен, остальные разделили между всеми финалистами — по 10 тысяч грн. Ярослава Климовского удивляет такой подход, ведь победителем фактически признали уже покойного Андрея Коверка, затовознаграждение выплачивают современным скульпторам.
Архитектор Ярослав Климовский рассказал, что он является членом творческой группы, чей проект победил в конкурсе на создание концептуальной идеи памятника Митрополиту Шептицкому в 1992 году, однако который не был реализован. Господин Климовский участвовал и в нынешнем конкурсе как архитектор. А теперь предлагает еще и скульптурное решение памятника, с проектом которого можно ознакомиться в Национальном музее-мемориале жертв оккупационных режимов «Тюрьма на Лонцкого».
Комментарии
Владимир Кауфман, арт-директор «Волчка»:
— Это очень болезненная тема. Меня настолько это стиснуло как человека, который в целом против установления любых памятников теперь, пока не выветрится советский дух. Я категорически против всех представленных проектов. Уже не говоря о превращении скульптуры Коверка...
Не знаю, с чем связано то, что устанавливают такие памятники как при совке, — или с комплексом неполноценности, с местью ли совку... "Откручивают" голову Ленина и "прикручивают" Бандеры. Такое впечатление, что у нас нет скульпторов. Даже намека на элементарную идею нет. Привыкли, что поэт — с книгой,
а религиозный деятель — в рясе. Все представленные проекты настолько примитивны, что проблема места установления памятника уже даже не актуальна. Это вне пределов искусства, это антисоветчина.
Юрий Криворучко, главный архитектор Львова:
— Место и проект выбирали с точки зрения пространственной организации, восприятия и тому подобное, а также с точки зрения реальных возможностей воплощения памятника. А какие-то сверх реальные проекты, которые останутся на бумаге, можно делать и без конкурса. Меня не волнует, кто будет автором, мне важно грамотное градостроительное, образное, пластичное, символическое решение.
Относительно гипотетического моратория на построение памятников, то я не поддерживаю крайностей. Думаю, истина всегда посредине. Если есть талант, есть достойный герой нации, то зачем вводить мораторий. Все зависит от культуры общества. Если организовывать больше конкурсов, чтобы было больше соревнований, художники верили бы этому, и уровень бы рос.