
Синеглазой девочке, которая родилась в черкасском селе, очень хотелось рисовать. Поэтому и раскрасила стену возле печи красной глиной.
Маленькую выругали. А за следующее творение даже поколотили. Еще бы! На полированном столике новой швейной машинки Татьянка ножиком вырезала рисунок! На нем — сельская избушка, забор.
Судьба
От тяжелого сельского труда надорвалась и вскоре умерла Татьянина мать.
— Отвези Татьяну в Киев, пусть выучится на художника. — просила мужа уже на смертном одре мама.
Первой серьезной работой Татьяна Галькун считает выполненный на обоях портрет Тараса Шевченко. С ним шестиклассница и приехала в Киев поступать в художественную школу.
Экзамены уже прошли, учителя красили парты и стулья. На рисунок едва посмотрели, пожав плечами: «Прием закончился». Но для видимости все же предложили поступить на курсы по росписи тарелок и горшков. «Нет»! — отрицала девочка. Это же всю жизнь придется рисовать по шаблону! Такая мысль была ей не по душе.
Судьбу будущей народной художницы Украины Татьяны Галькун решил случай: в тот же день портрет Кобзаря увидели представители Министерства культуры. В художественную школу пришло предписание — провести дополнительный вступительный экзамен для талантливой девочки. Татьяна так волновалась, что целый месяц сидела на сладком, но диета помогла девушке быстро восстановить формы и прийти в норму.
Характер
Она может вспомнить историю всех букетов, которые цветут на ее натюрмортах. Иногда, того не замечая, к деталям передает пластику персонажей своих картин: показывает, как, опираясь на перелаз, стоят девушки, как смотрят в небо ребята. Ее память хранит мельчайшие штрихи каждого рисунка, но руки. Не хотят воссоздавать их на полотне.
Татьяна не пишет картину дважды. Правда, однажды все же пришлось выполнить авторский повтор. Переступить через себя уговорила хорошая знакомая. Татьяна сделала. Но восприняла этот труд, как пытки:
— Художника невозможно заставить повторить ощущение. А здесь. Нужно напрягаться: какие краски тогда смешивала для этого цветка или этого кусочка неба? Цвета выбирает подсознание, не ум! Каждый раз, когда шла в мастерскую доделывать дубликат, даже выпивала немножко вина.
Она является верующим человеком, но икон не пишет. Когда-то, еще во время учебы в институте, на заказ церкви писала образ Святого Николая. Сделала вывод, что для нее рисовать икону — не творческая, скорее исполнительская работа. Что-то наподобие копирования: имеешь образец — и надо воссоздать его, немного увеличив или уменьшив изображение. Да и с цветами слишком экспериментировать нельзя. А Татьяна Галькун больше всего любит разноцветность цветов. Ждет, когда зацветут яблони. Воображение уже генерирует будущее полотно:
— Вижу Пасхальные пасхи вместе с цветущими ветками яблони — и все непременно на светлом фоне. Два года тому назад тоже рисовала пасхи, но на темном волынском рядне. А теперь захотелось нарисовать святой хлеб в светлых тонах. — ее язык утихает, медленно переходит в шепот. Движения приобретают элегической, глаза излучают спокойное сияние. Так бывает всегда, когда Татьяна Дмитриевна рассказывает о своих работах или творческих замыслах.
Вдохновение
«…Это мгновение, когда в груди начинается щекот, вроде бы что-то живое и светлое шевелится, просит отпустить на волю, хочет родиться. А вокруг, где-то в пространстве, — какое-то странное, неприятное ощущение недовольства. Оно везде, оно истязает и мешает жить. Перед глазами вдруг открывается невероятный мир. Яркий, разноцветный. Тогда начинаю понимать: душа не будет знать покоя, руки — дела, пока не утолю эту волну. Потрясена, не имею силы удержать кисти, поэтому, похоже, пишу душой. А то, что должно было родиться, выходит из сердца, словно благословение видеть вселенную в ярких красках, в лучших проявлениях, первично задуманных самим Творцом. Невероятное, несравнимое состояние! И каждый раз разный, неповторимый. Так грустно, когда оно проходит. Но знаю: впереди ожидают новые краски и новые открытия».
Настоящее
Во времена Советского Союза пейзажи или натюрморты имели относительную художественную ценность. От художников в первую очередь требовалась «тематичность»: трактористы в поле, доярки на ферме. К таким работам Татьяна Дмитриевна относилась, как настоящий мастер:
— Над портретом одной крестьянки работала почти год. Месяц жила в селе, в хате своей натурщицы, ежедневно ходила с ней на ферму. Рисовать можно было бы и дома, со всеми удобствами, но.
Дело в том, что Татьяна Галькун может воплотить на полотне только Настоящее. Вот и делала зарисовки колхозных зданий, а местный сторож отгонял от нее насекомых, только бы те не отвлекали художницу. Впоследствии эту картину выкупил председатель колхоза — на то время, вспоминает Татьяна Дмитриевна, за эти деньги можно было приобрести комбайн! А потом пошел дождь, и в одном из колхозных помещений потекла крыша. Дыру закрыли. Картиной.
Через три года киевский искусствовед заметил портрет крестьянки в каталоге и захотел увидеть оригинал. Вместе с госпожой Татьяной поехал в тот колхоз. Картину обещали реставрировать. Больше художница никогда ее не видела.
Показывая свои работы, Татьяна Галькун случайно нашла фотокопию этой картины. Опечалилась — мол, ущерб труда и времени, которые тратятся на «заказанные» работы. Но снимок еще долго держала в руках, а потом едва слышно говорила: «Посмотрите, какие настоящие у той женщины руки».
Мечта
Она знает, что на Земле есть Рай. Крымские горы, где растут душистые травы и стоит маленькая избушка с вмурованной в скалу стеной. Где даже осенью родил большие красные черешни и постоянно цветут цветы: желтые, розовые, голубые. Там можно лечь в высокую траву и смотреть на небо — туда, где за вершинами гор, которые кажутся такими близкими, рождаются тучи.
Вот бы хоть немного пожить в горах, чтобы нарисовать эту красоту.