
Школьную программу среднего уровня может усвоить каждый ученик, но у детей нет мотивации к обучению. Им не интересно учиться. Зато все они мечтают во взрослом возрасте иметь хорошую работу, зарабатывать большие деньги. И вряд ли кто-то из шести-семиклассников думает, что папа с мамой обеспечат ему хорошее будущее. То в чем же проблема?
Лидия Мирославовна Лозовская — учитель истории школы №1-гимназии, что в Копичинцах на Гусятинщине, учитель высшей квалификационной категории, учитель-методист.Об этом мы поговорили с учительницей, которая оказалась в своей профессии не случайно, проторяла к ней долгий и непростой путь.
Ученики, которых она готовит к ЗНО по собственной уникальной методике, складывают оценивание на 190-200 баллов. Этот красноречивый факт и побуждал нас поставить именно ей вопрос, вынесенный в заглавие этого материала. Поэтому знакомьтесь: Лидия Мирославовна Лозовская — учитель истории, учитель высшей квалификационной категории, учитель-методист.
— Самая первая проблема в двенадцати бальной системе оценивания, — считает Лидия Мирославовна. — Она очень либеральная. То, что все баллы в настоящее время положительные, нивелирует ощущение стыда. Оно исчезает на генетическом уровне — и это меня больше всего волнует. Когда-то получить «двойку» было позорно. Сегодня два балла — всего лишь уровень усвоения учеником материала. Когда-то детей, которые очень отставали в учебе, оставляли на второй год. Это было психологически трудно, но эффективно. Дети боялись отстать от коллектива. Сегодня такого нет.
Но на начальном этапе учебы и даже в среднем звене дети еще не понимают, для чего им нужно учиться, не знают, кем хотят стать в будущем. А когда в старшей школе уже определяются с выбором профессии, то начинают работать. На них жмут со всех сторон, им очень трудно, но результат есть.
Лидия Мирославовна говорит, что исправлять ситуацию нужно на уровне министерства. Прежде всего изменить программы, позаботиться, чтобы учебники им отвечали. Потому что те, по которым дети в настоящее время учатся, еще и содержат много ошибок. Такая коммерциализация — кто проплатил, того и выдали — к добру не привела.
— Возьмем, к примеру, историю, — рассуждает учительница. — Параграфы в учебниках длиннющие, слишком научно написано. Идя на первые уроки к пятиклассникам, я хочу, чтобы дети запомнили, как меня зовут, хочу запасть им в душу, чтобы они говорили: «Завтра у нас история. Ура»! Дети ассоциируют учителя с предметом, который он преподает, а с учебником по истории для пятого класса они могут не только учителя возненавидеть, но и школу вообще. Этот учебник абсолютно не отвечает уровню десятилетнего ребенка.
Что же делать? В первую очередь, подходить к преподаванию истории (да и других предметов) творчески, заинтересовывать детей, потому что иначе подавляющее большинство из них даже не заглянет в учебник.
Надо много рассказывать, — советует Лидия Мирославовна, — возбуждать интерес, а тогда четко говорить: это и это читайте, это учите, а на вот можете не обращать внимания вообще. Ведь не секрет, что наша история неоднократно изнасилована. Писали ее кто, как хотел, и дальше пишут, кому как подходит. Да еще и количество часов минимальное.