
Изменения в стране все еще не коснулись цирковой отрасли. Решительность — один из главных признаков в действиях людей, которые уже отстояли свои первые сто дней во главе Министерства культуры и туризма. История Виктора Приходько и Михаила Резниковича, конца-края которой за судами и опровержениями пока еще не видно, не позволяет засомневаться в этом ни на йоту. И продолжает множиться новыми сенсациями и подробностями «теплых» отношений с кураторами от власти. Впрочем оказывается, что активность (принципиальность и категорическая нетерпимость) Минкульттуризма распространяется лишь на отдельные отрасли или объекты культуры и искусства. Скажем, цирк, которому также не помешает обновление, эта решительность благополучно обошла.
«Все то же на манеже»
Бить в набат начали сами артисты цирка, которые уже подготовили и послали несколько обращений к Президенту Украины, Премьер-министра, председателя комитета ВРУ по вопросам духовности и культуры. По словам акробатов-рекордсменов, братьев Сергея и Анатолия Марченко, огромное количество проблем и злоупотреблений в цирковой отрасли — это еще не страшно. Ужасно то, что никто на эти проблемы не учитывает, никто не спешит их решать, а то и просто признавать.
— За время работы министра культуры Оксаны Билозир ни один из директоров цирка Украины не был уволен, — говорят Марченки. — И это при том, что поводов для этого есть предостаточно. Казино в помещении цирка, сомнительная аренда площадей и земли, злоупотребления финансовые — все это для нашего цирка является достаточно типичным явлением. Но что там все это существует — есть основания говорить об откровенной коррумпированности!
В доказательство своих слов Сергей и Анатолий принесли целую кипу документов, которые действительно поражают. Один лишь отчет проверки цирковой отрасли Счетной палатой Украины, который был послан на запрос Председателя комитета ВРУ по вопросам культуры и духовности Леся Танюка, должен был бы поставить наших культурных кормчих перед вопросом: как могут эти люди продолжать занимать свои должности? Проверкой, которая проводилась в 2003 году, «обнаружено бюджетных нарушений, неэффективного и нецелевого использования средств государственного бюджета на общую сумму 4461,5 тыс. грн., которая составляет 29,3% от проведенных расходов, из которых использовано с бюджетными правонарушениями, — 3000,8 тыс. грн., неэффективно — 1432,9 тыс. грн., не по целевому назначению — 27,8 тыс. грн». Отчет Департамента контроля расходов на социальную сферу и науку (2003 год) также изобилует фактами, которые никоим образом не красят директоров цирка, которые, повторяюсь, продолжают занимать свои должности. Скажем, в Национальном цирке Украины (генеральный директор худ.рук Заяц Б. М.) артистов не обеспечивали работой в полном объеме, и они получали всего лишь две трети установленного оклада. Практиковался прокат убыточных программ (Национальный цирк Украины, Днепропетровский, Донецкий цирк)... Сумма убытков, заявленная в настоящем документе, составила почти миллион гривен.
— На сегодня цирковые помещения являются сугубо коммерческими структурами с государственными субсидиями, — продолжают братья Марченко. — Знаем государственный цирк, который большое количество своих площадей сдает в аренду, получает прибыли от гастрольной деятельности, а его директор сумел зарегистрировать свое предприятие как неприбыльное. Он не платит налог на прибыль, пользуется другими льготами, предусмотренными для неприбыльных организаций, получает дотации от государства на выплату заработной платы сотрудников, оплаты коммунальных услуг. И при этом творческих коллективов со статусом базовых в цирке нет. Такие действия можно квалифицировать как укрывательство своих прибылей и разворовывание государственных средств. Сегодня можно говорить о том, что 80 процентов средств в цирковой отрасли находятся в тени.
Цинизм здесь, как выяснилось, уже давно граничит из аферизмом чистой воды. Объединившись, эти две человеческих «добродетели» обеспечивают своих пропагандистов достаточно неплохими дивидендами. Так один директор цирка как-то вообще заявил, что на этом посту нужно пройти путь от «Запорожца» к «Мерседесу». Сомневаться в том, что такой опомнится и свернет с этого пути, не придется.
Арена упадка?
Ну и как подобные фортели и принципы могут влиять на творческий потенциал украинского цирка? Вопрос более чем риторический. А всем, кто желает ответить на него лично, посоветую просто сходить на цирковое представление. И посмотреть, много ли там будет коллективных номеров, сложных трюков и тому подобное. Клоуны-собачки — это, конечно, очень хорошо, но украинское цирковое искусство славилось еще и высококлассными, сложными номерами, от которых в публику перехватывало дыхание. Сергей и Анатолий Марченко вспоминают, как заканчивали эстрадно-цирковое училище и готовили полноценную программу-отчет силами своего курса. В настоящее время же студенты эстрадно-циркового колледжа не только показывают такую программу вместе, от первого до последнего курса, но и приглашают как тяжелую артиллерию выпускников прошлых лет. Несколько лет назад в Киевском театральном институте начали готовить режиссеров цирка — теперь выясняется, что профессия эта малоперспективна, поскольку цирковая отрасль откровенно «тормозит» в плане творческом, и полет для работы молодых режиссеров банально не вместит всех желающих продемонстрировать свой талант. О школе дрессуры, новейших технологиях циркового искусства, детских студиях при цирке, своевременную выплату невысокой зарплаты и даже о достаточном количестве элементарного грима сегодня придется лишь мечтать. Какое уже здесь творчество...
А может, нашему цирку стоит перенять опыт того же «Кобзова», который от государственной политики не такой зависимый, но с творчеством, обновлением программы и суммой на счете у него таки лучше?
— Ну что вы, — ответили на это предложение Сергей и Анатолий. — А как тогда будут использоваться помещения нашего стационарного цирка? Цирка, который строили на народные деньги и которые должны принадлежать народу.
Кадровая политика от Минкульттуризма
Позиция Министерства культуры и туризма в этой ситуации действительно выглядит странно. По словам Сергея и Анатолия Марченко, Оксана Билозир обещала уволить директоров цирка и назначить на эти должности других людей. Но впоследствии стало понятно, что слова и дела — это две больших разницы. Зато появился приказ о назначении господина Гнатенко, которому, к слову, уже больше 80 лет, руководителем «Укргосцирка». Человека с достаточно интересным прошлым, который уже был уволен с этой же должности (возглавлял Гнатенко «Укргосцирк» 10 лет) экс-министром культуры Юрием Богуцким. После демарша артистов цирка этот приказ был отменен, но свет в конце тоннеля продолжает мерцать хило и невыразительно. Без мощного бинокля или подзорной трубы его просто не разглядеть.
Брать Марченко даже прибегали к голоданию — но и этот крик души остался вне поля зрения тех, кому он был адресован. Как, собственно, и многочисленные обращения артистов цирка по этому поводу к высокопоставленным должностным лицам, большинство которых, к сожалению, были просто проигнорированы. Но лимит терпеливости и веры в то, что справедливость и профессионализм должны определять и культурную политику государства также, еще не исчерпался. Артисты собирают подписи под дежурным письмом к Президенту. И объединяются в Комитет спасения украинской культуры и очистки ее от коррупционеров. Артистов цирка поддерживают кинохудожники, книгоиздатели... Они убеждены, что культура и коррупция, невежество — вещи несовместимы.