
Чем и сколько времени детвора занимается за компьютером - должны смотреть родители. Хоть как бы спорили педагоги и психологи, объединяет их единственная цель: ликвидировать безграмотность родителей и научить их правильно организовывать работу детей.
Об информационно насыщенной среде, которая влияет на малыша еще до его рождения, специалисты вспоминают во время обсуждения совсем разных тем. А неспециалисты просто наблюдают за тем, как дошкольники самостоятельно включают себе музыку или аудиосказки на папиных - маминых смартфонах, а на планшетах разбираются намного лучше, чем их дедушки и бабушки. И что примечательно - их этому никто не учит. Только несколько раз увидел, как это делается, - и на следующий день родственникам с гордостью сообщается: «А наш уже любимую песенку на телефоне включает»! Дети быстро схватывают, если родителям понадобиться час времени чтобы скачать или найти интересующий фильм, то ребенок найдет и скачает себе мультфильмы в считанные минуты.
Планшет - раньше за горшок
Родители гордятся такими достижениями не меньше, чем ранним навыком своевременного приучению к горшку. В споре о том, что более важно - прививание любви к книге, занятие гимнастикой, изучение иностранного языка или компьютерная грамотность, - истину установить невозможно: она для каждого своя. Но ближайшей к ней кажется такая точка зрения, изложенная на одном форуме: «Я сначала спрашиваю, умеет ли ваш ребенок сопереживать? Жалко ли ему вас, когда вам больно? Имеет ли он какие-то обязанности, которые облегчают маме ежедневные дела?».
Приобщая малыша к компьютеру, родители должны были бы сами себе ответить на вопрос: для чего это нужно? Чем именно он будет заниматься в это время? Сколько можно сидеть перед монитором? О том, что в ЭВМ дошкольник должен попасть с помощью родителей, а не обходя их, специалисты говорят все как один. Единодушные они и в том, что компьютер может быть относительно безопасным тогда, когда выполнено много условий - но о них родителей еще надо проинформировать.
Потому что, как правило, пользование «машиной» по большей части бесконтрольно. А на чашах весов, между прочим, - здоровье маленького человека!
– Мерилом в этом вопросе, бесспорно, есть здоровье малышни, - отмечает доктор психологических наук, профессор, заведующий лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Григория Костюка НАПН Украины Тамара Пироженко. - Поэтому к новым средствам учебы, компьютерных технологий нужно относиться грамотно, понимая степень риска. Взрослые должны знать, что этот фактор влияния на ребенка важен и сильнодействующий, но нами еще не осознан. Оценивать его нужно с точки зрения развивающего эффекта, правил работы с техникой, степени риска.
Руководит искусственный интеллект
Часто компьютер используется для игры. Но даже невинная забава может ощутимо повлиять на развитие личности.
Всем известно, что ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра. И важно не подменять это понятие компьютерной ролевой игрой. По словам кандидата психологических наук Екатерины Карасевой, в сюжетно-ролевой игре у детворы формируется произвольность психических процессов и поведения, она учится планировать, руководить своими действиями, которые приводят к конечному результату, который можно сравнить с поставленной целью. В компьютерных играх, замечает Екатерина Владимировна, участник не планирует свои действия, да и мечту вместо него определяет искусственный интеллект.
Отдельно специалисты рассматривают высокий уровень речевых способностей, которые определяет развитие ребенка дошкольного возраста, - и нуждается в реальной коммуникации с однолетками в окружающей среде.
А во время компьютерной игры можно и не один час просидеть, набрав у рот воды - даже буквально. Соответственно, игрок не получает навыков построения партнерского взаимодействия и со взрослыми, и с ровесниками, а также формирование коммуникативного поведения по собственному желанию. Общаясь в реальной жизни, малышня приобретает очень важное умение - не подчинять свое поведение желанием товарищей по играм. Именно сюжетно-ролевая игра дает возможность овладения партнерским взаимодействием, а в дальнейшем и следующего вида деятельности.
– В дошкольном возрасте фундамент личности малышей только закладывается. В них еще нет морального иммунитета, который формируется во время общения в реальной среде, - с родителями и однолетками. Поэтому нужно дать им возможность ознакомиться сначала с реальной жизнью, а потом - с компьютером.
Мультик-воспитатель
Специалисты понимают: озабоченные родители привлекают технику, думая, что она может выполнять воспитательную функцию. Мол, включили мультфильм (а именно это слово будто излучает позитив) - и ребенок учится умному, доброму, вечному. Тем временем много современных мультиков имеют такое ужасающее содержание, что остается надеяться, чтобы не навредили.
– По моему мнению, сегодня ограничение влияния технических средств предусматривает, в первую очередь, работу с родителями, - убеждает Тамара Пироженко. - Мы не можем остановить продвижение или растить детвору под колпаком, и родители должны знать об опасности.
Тамара Александровна приводит цифры из доклада профессора Давида Фельдштейна на заседании Русской академии образования: по данным Научного центра здоровья детей Русской академии медицинских наук, здоровья детей сравнительно с 80-мы годами прошлого века ухудшилось на 20 процентов. Кроме хронических заболеваний и функциональных нарушений, резко повысился уровень их невротизации, 48 процентов - почти половина! - имеют пограничные проявления клинических форм психических нарушений.
– Поэтому когда мы, демонстрируя собственную прогрессивность, решаем идти в ногу со временем, должны осознавать степень риска - особенно когда идет речь о дошкольниках, - предостерегает профессор Пироженко. - Малыши этого возраста испытывают особенное влияние на эмоции, волевую регуляцию. Когда они работают с готовыми формами, нет потребности мыслить, сравнивать, классифицировать, выбирать. Мотивация как структурный компонент деятельности разрушается - отсюда и безответственное поведение. Ребенок перестает различать виртуальную реальность и реальную действительность - это значит, что в жизни он может делать все так же, как в игре. К тому же в компьютерной игре не задействована эмоциональная сфера, нет потребности планировать обратную связь. Виртуальная реальность не дает осознания в картине мира причинно-следственных связей - в этом я как психолог вижу наибольшую опасность.
Виртуальная экскурсия и клавиатурный тренажер
Несмотря на то, что голоса встревоженных психологов и педагогов сливаются в дружный хор, звучат отдельные - и достаточно справедливые - мысли о том, как сделать «опасную машину» полезной для малышни. Ответ единодушен - если использовать ее с умом. В первую очередь вспоминают о детях с ограниченными возможностями: благодаря современным технологиям, в частности виртуальным экскурсиям, они имеют возможность узнать обо всем том, чего никогда не увидят собственными глазами. Другая детвора - бесспорно, если родители или воспитатель смогли правильно организовать их работу, - сможет не только завладеть полезными навыками работы на компьютере, но и освоить эффективный инструмент познания мира.
О нестандартном подходе к современным технологиям рассказывает Лариса Гуртова - воспитатель-методист из дошкольного учебного заведения №42 «Золотой петушок» Красноармейская Донецкой области.
– Трудно поспорить с тем, что информационная культура - понятие более широкое, чем компьютерная грамотность. Садики небольших городов не имеют возможности приобрести современную технику. Но мы нашли выход! Знакомим малышей с фотоаппаратом, видеокамерой. Я - участница областной школы-лаборатории «Педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий как средству формирования познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста». Заинтересовываем их снимать коротенькие видео - о временах года или наблюдения за каким-то жучком, или как растет цветок. Конечно, монтировать фильм самостоятельно малыши не могут (этим занимаются воспитатели), но учатся пользоваться техникой, выбирать ракурс. С удовольствием рисуют обложки для дисков: готовые фильмы показываем на родительских собраниях.
Настоящее ноу-хау красноармейцев - использования старых клавиатур, которые берут в магазинах и сервисных центрах. В детсадике они превращаются в тренажеры, которые помогают младшим дошкольникам готовить руки к работе за компьютером, старшим, - изучать буквы, их расположения, а также местонахождения функциональных клавиш. Лариса Гуртовая констатирует: почти 80 процентов воспитанников владеют начальными навыками работы за компьютером. Поэтому основное задание, как и ее коллеги, видит в том, чтобы побуждать родителей сознательно относиться к ЭВМ.
ИКТ в «Сказке»
Один из немногих голосов на защиту электронной машины принадлежит воспитательнице садика №100 «Сказка» Дарницкого района города Киева Наталии Савич, которая является и руководителем компьютерного «кружка». Наталия Николаевна имеет промо-ролик, и он лучше любых страстных речей агитирует за умное использование ИКТ.
Голос за кадром убеждает: придерживаемся санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности, на занятие в проветриваемый класс приглашаем только воспитанников старшей группы. Длится оно не больше 15 минут и происходит дважды в неделю. Общение детей с компьютером начинается с игр - тщательным образом подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
В «Сказке» используют игры: развивающие и учебные, квести, забавы, диагностирующие. Это программы «Десять обезьянок», «Учимся считать», «Объемные фигуры», «Математика с Аладдином», «Пизнайко», «Жирафа Рафа». Стремятся развивать не только интеллект дошкольника, но и его моторику: в любой игре нужно умело нажимать пальчиками на определенные клавиши. Развитие интеллекта стимулируется тем, что нужно усваивать правила и действовать ради достижения результата. Благодаря тому, что почти во всех играх есть герой, которому нужно помочь выполнить задание, дети развивают волевые способности - самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость - и учатся сопереживать.
– Мы учились писать, рисовать. Играли в «Пизнайка»: он спросил, сколько будет 2 + 1, и я выбрал цифру три, - рассказывают после занятия воспитаннице.
Руководитель кружка убеждена, что компьютерные игры помогают лучше усвоить материал, который проходили на «обычных» занятиях, а также положительно влияют на психические процессы, направленные на развитие воображения, внимания, памяти, вещания, логики. На упреки о том, что во время занятия дети лишены общения, имеют что ответить.
– Перед тем, как сесть за компьютеры, мы контактируем: я разговариваю с малышами, а они - между собой. На каждом рабочем месте есть наушники с микрофоном: в течение занятия мы продолжаем коммуникацию. Я знаю, кому нужная помощь с геометрическими фигурами, а кому - с арифметикой.
А за компьютер - скоро?
Именно на занятие по арифметике мы и попали, посетив «Сказку». В начале занятия в компьютерном классе воспитаннице старшей группы выполняют упражнение на мелкую моторику - раскладывают по «ячейкам» картонные карточки. Вслух называют то, что на них нарисовано и помогают друг другу, если кто-то отстает. Дальше - разминка для ума: воспитатель хлопает в ладони, а малыши вслух говорят, сколько «сигналов» услышали.
Теперь - «арифметика на бумаге».
– Поиграем в интересную игру, - предлагает Наталия Николаевна. - Берите эту полоску, желтый цвет снизу, наверху - голубой. На что похоже? Молодцы, на флаг Украины!
На голубой выкладывают пять карточек с воздушными шариками, на желтый - четырех жучков-солнышек. Дети отвечают на вопрос, чего больше, чего меньше, как сделать так, чтобы было поровну.
– Молодцы, и с этим заданием справились, - хвалит воспитательница. И предлагает другое веселое упражнение. - буду называть цифры от 1 до 10, одну «проглочу», а вы мне скажете - какую именно.
– А за компьютер - скоро? - спрашивает пятилетняя Ника. Наталия Николаевна отвечает: еще несколько упражнений - и будет физкультминутка. После того, как воспитательница «наглоталась» цифр, переходят к примерам: Миша принес шесть конфет, но так проголодался, что три съел. Дети ищут карточки с цифрами, рассуждают, какой знак должен быть между ними, и спорят, сколько конфет остались. Несколько задачек - и идут на коврик, чтобы под бодрую песенку сделать разминку. И наконец долгожданные слова: «Садимся за компьютер, одеваем наушнички, берем в руки мышку».
Дошкольники учатся открывать программу, дважды нажимая на левую клавишу мыши. Сегодня будут заниматься по «Пизнайку», будут считать. Первое задание - найти на рисунке цифры от 1 до 10: семерка представляет из себя косу, шестерка - улитки, а тройка спряталась в вьющейся ботве. Следующее упражнение тоже нескучное: на одной чаше весов три морковки. Нужно выбрать картинку с таким же количеством овощей, чтобы весы уравновесились. Еще несколько упражнений - и руководитель говорит: «Нажимаем волшебную кнопочку escape и выходим из программы». Напоследок закрепляют материал, подпевая песенку о цифрах, выполняют разминку для глаз.
Занятие в «Сказке» стало подтверждением того, что говорят специалисты: ребенка развивает человек, техника - в помощь! На пользу дошкольнику компьютер будет, если будет использоваться ограниченно и с умом.
Личный опыт
Овладеваем азбукой с игрушечным ноутбуком
О том, сколько времен ребенок проводит за компьютером и чем занимается, рассказывает Катерина Мишина, мама четырехлетнего Ярослава.
– Мы с мужем долго думали, что подарить сыну на день рождения. Машинок имеют уже столько, что нет куда их складывать, велосипед у него есть, самокат также. Зайдя в магазин игрушек, обратили внимание на полку с ноутбуками: на вид они похожи на настоящие, только меньшие по размеру и более яркие (как и надлежит быть предметам, предназначенным для детей). К тому же не имеют вредного излучения. Набор функций во всех - приблизительно одинаковый: для изучения алфавита, учебы письма и счета. В придачу были музыкальные упражнения, ознакомление с часами. Пожалуй, полчаса простояли возле них, пытаясь разобраться, какой лучший.
Консультант посоветовала присмотреться к модели, в которой есть возможность выбирать один из трех языков (украинский, русский, английский) и где больше упражнений сравнительно с другой техникой. На коробке написано: «Разработано для подготовки к школе». Конечно, готовиться к школе нам еще рановато, некоторых упражнений сын выполнить пока не сможет - и впоследствии «дорастет» до них.
Поэтому выбрали эту модель - у нее и размеры приличные (не нужно «прислоняться носом» к екрану, чтобы что-то увидеть), и мышь додается - пусть тренируется, потом будет легче пользоваться настоящим ноутбуком. Сын очень обрадовался. Сказал, что этот подарок ему понравился больше всего. Теперь почти ежедневно спрашивает: «Мамочка, можно поиграться»? Конечно, его интересуют автогонки, но я говорю: «Сыночек, даю тебе 15 минут». А потом садимся вместе - включать компьютер специальной клавишей он умеет сам, нажать две цифры, чтобы началась любимая игра, - тоже. А остальные пока что подсказываю я: выбирает язык, вводим номер упражнения на изучение букв - и на экране появляются большая и малая печатные букве, которые к тому же озвучиваются. Еще не ставлю цель в совершенстве выучить алфавит: просто играясь, знакомимся с буквами, когда есть интерес, - как и советуют психологи. А в конце занятия слушаем ноты и включаем веселую мелодию, под которую сын любит потанцевать. Вот все на пользу: и усидчивость потренировали, и физкультминутка была - ребенок веселый, мама довольная.
Коментарі: 1
1 Користувач 46 10-11-2015 20:58
Подскажите, а можно проводить обучение ребенка по интернету. Нашла сайт, так пока не знаю, не принесут ли вред подобные занятия. Это ж ребенок будет сидеть перед компьютером.