
Участники круглого стола не слишком оптимистичные, но призывают людей к пиар-инициативе для поддержки украинских писателей.
На днях в доме «Факел» состоялся круглый стол «Украинская массовая культура: проблемы конкурентоспособности и общественной действенности» в рамках проекта «ТЕК: толока интеллектуальной коммуникации» под руководством писателя, издателя и общественного деятеля Сергея Пантюка.
Тему судьбы украинской "попсы" в разных культурных сферах осветили в своих докладах народный депутат Олесь Доний, директор издательства "Факел" Ростислав Семков и писатель, эссеист Анатолий Днистровый. Также в обсуждении участвовали Сергей Архипчук, Андрей Раднюк, Тарас Рондзистий, Вано Крюгер, Олег Коцарев и другие.
Способен ли украинский культурный продукт заполнить информационное пространство нашей страны и сознание ее граждан? И если способен, то в какой способ? Участники дискуссии выстраивали свои аргументы с разных точек отсчета.
Скажем, Олесь Доний, говоря преимущественно о музыкальной сфере, в центре задался вопросом языка и этничности.
- Сегодня в украинских городах маловато украиноязычных потребителей для того, чтобы украиноязычный продукт был распространенным, популярным и прибыльным, а именно такие три условия массовости того или другого культурного явления. Здесь много зависит от демографических изменений, за время независимости они происходят, слишком медленно. На данный момент украиноязычная культура не способна на равных бороться с русской и американской — ведь наибольшее количество потребителей именно неукраиноязычный продукт воспринимает как свой, близкий себе, и готов именно его слушать и смотреть. А наиболее "ликвидные" украиноязычные явления на сегодня — это фольклор, остатки украинской советской культуры и спорадические прорывы элитарной украинской культуры в массовое пространство.
Выход в сегодняшней ситуации Доней видит в том, чтобы активно содействовать развитию и раскрутке украинской культуры, в частности ее отдельным самых удачных проявлений, поддерживать те политические силы, которые лучше способствуют дальнейшей украинизации крупных городов.
Впрочем, такое конфликтное виденье Олеся Дония не выглядит совсем беспрекословным. Откуда в украинских условиях могут взяться ресурсы для "войны культур", с Россией или, и ем более, с Америкой? Захотят ли зрители, слушатели и читатели в ней участвовать и не вызовет ли большее сочувствие подход взаимодополнения? Напрашивается пример "ползучей украинизации" времен Кучмы, которая, кажется, оказалась значительно эффективнее и масштабнее, чем громкие, конфликтные и часто беспомощные попытки ющенковской пятилетки.
Собственно, об уменьшении конфликтности в массовой культуре говорил Ростислав Семков, правда, уже в литературе и на материале взаимоотношений " популярной" и "массовой" литературы. По его мнению, противопоставление этих сфер фактически уже осталось в прошлом.
- Возьмем сегодняшнюю украинскую литературу. В ней эти начала смешиваются. С одной стороны, никто из тех писателей, которых считают "элитарными", ни на мгновение не забывает о читателе (чего стоит хотя бы типичное массовое название первого романа Оксаны Забужко). С другой стороны, авторы, которые имеют имидж "массовых", уже вовсе не собираются ограничиваться только развлекательным эффектом своих книг — они выстраивают эстетические, исторические или еще какие-то концепции, ищут каких-то "серьезных моментов".
По мнению Семкова, это дает новые шансы для роста популярности современной украинской литературы, и заметное уже сегодня увеличение тиражей книг нынешних авторов свидетельствует об этом.
С ним не согласился режиссер Сергей Архипчук:
- В действительности сегодня происходит полное разрушение украинской культуры и украинской независимости, а небольшие позитивные примеры, которые здесь раз за разом звучат, — к сожалению, исключения, которые подтверждают общее правило. И каждая украинская власть положила свой кирпичик в развитие этого процесса! Ведь нет культуры, литературы, музыки, кино — нет и государства.
Анатолий Днестровский говорил о кино. Он привел пример итальянского кинематографа, который вовремя сумел отказаться от этноцентризма и заработать имя и деньги на интернациональном кино. Что же касается украинского кинематографа, то взгляд Днестровского теперь пессимистичный:
- Я не уверен, есть ли сейчас в Украине хотя бы пять режиссеров, способных снимать хорошее коммерческое кино. К сожалению, все наши ресурсы распылены и обслуживают другие рынки.
- У нас вообще нет культуры производства кино, качественного менеджмента, - прибавил фотограф Алекс Заклецкий. - Наши кинематографисты не имеют представления о таких вещах, как тайминг, кастинг. Зато у них куча требований и претензий к государству, вместо того, чтобы пытаться создавать самоорганизованные независимые бизнес-арт структуры.
Конечно, этот круглый стол, как и немало других, не способен радикально повлиять на сегодняшнюю культурную ситуацию в стране. Но его условным, однако логическим и беспрекословным итогом стало напоминание о важной вещи, которая способная "точить камень": каждый сознательный гражданин сегодня может помочь отечественной культуре — самостоятельно распространять, пиарить, обсуждать наилучшие фильмы, книги, музыкальные произведения, картины, перфоменсы или представления. Нынешние коммуникации создают для такой "вирусной рекламы" чудесные условия и обеспечивают ей большую, чем ранее, эффективность.
Союз писателей в ближайшее время планирует создать свою прямую, открытую телефонную линию, куда по любым вопросам, касающимся литературы, музыки, кинематографии, художественной и фото культуры можно будет обращаться, кому не безразлична судьба украинской культуры.
Если вас не оказалось на месте или вы очень заняты телефонный звонок примет автоответчик, приветствия для автоответчика должно быть грамотно оформлено с четким и понятным дикторским голосом. Голос можно записать самому на телефонный автоответчик, и установить на телефон, для этого нужно правильно и информативно составить текст. Музыкальное оформление в голосовом меню придаст легкости и настроит на приятное общение.