
Не люблю «красивостей» и «чувствительностей», не люблю апломба и эпатажа в литературе. Люблю чистить от пыли то что порезано ритмом» — этот отрывок из творческого кредо молодой поетки Оксаны Васькив мог бы быть эпиграфом и к выданной недавно в литературном агентстве «Пирамида» антологии поэзии 2000 гг. «ЛяЛяК» (Львовская Литературная Крийвка), и к презентации сборника в книжном магазине «Е».
Ведь и в поэзии, и в самой презентации части авторов, кроме «красивостей» и «чувствительностей» (в добром смысле) были и эпатаж, и апломб, и попытка на пустом месте создать псевдоконфликт и псевдоскандал.
В ответ на этот способ самого пиара известный поэт Виктор Неборак в комментарии «Ратуши» сформулировал противопоставление красоты и эпатажа в поэзии: «Такие антологии интересны уже даже с той точки зрения, что поскольку заранее известно — коммерции из этого не будет, то интересно, что человек говорит о себе и свое время. Но порой эти тексты граничат с психотерапевтическими. Мы почти забыли, что поэзия должна давать эффект красоты. Теперь больше меряем поэзию как высказывание, порой провокационное, порой скандальное, порой как послание или просто высказывание. Многие люди зажаты настолько, что от них даже высказывания трудно добиться, а здесь вдруг такое излияние.».
Литературная мама антологии «ЛяЛяК» — поэтка Мария Шунь, бывшая жительница Львова, а в настоящее время жительница Нью-Йорка, которая упорядочила издание и является его меценатом. В предисловии она пишет о «17 разных поеток и поэтов, которые по возрасту находятся между весной и летом, в этой львовской метафорическом спектре «ЛяЛяК» натур пишут о... осени и тревогах человечества. (Отдадим Поэзии — свое!) Такие неистово западные в свободе слова и своего выбора в мире! Но литературных вкусах. Можно много придираться (всегда найдется за что) к их творчеству, но одного не заберешь от них — смелости и таланту. Они — базовый элемент сознания львовского, и не только, молодежи конца 2000-х гг. Это — новая львовская молодежная волна, которая еще пробьется из сугубо львовской крийвки на республиканский марафон».
В свое время я очень любила читать сборники (коллективные и индивидуальные) поэзий молодых авторов (в частности победителей конкурса «Приветствие жизни»), среди которых были и мои друзья и знакомые. Читать своих ровесников, находить то, которое резонирует и просто наталкиваться на добрую поэзию... Творчество молодых имеет особенный шарм. Другое дело, что им (сегодня особенно) придется конкурировать, в частности с поэзией уже признанных мастеров. Ведь, как подчеркивает Виктор Неборак, когда остаешься «лицом к лицу с текстом, и у тебя есть библиотека из отборной литературы, в какой-то момент начинаешь думать: а может, еще раз прочитать Лорку, Шевченко или Антонича?. В этом есть беззащитность самого молодого крыла, самой молодой волны поэзии. Конечно, в этой беззащитности есть и что-то симпатичное. Хочется, чтобы из этого что-то вышло... Это частная инициатива Марии Шунь, которая по тем или другим причинам финансирует издание таких книг. Возможно, это ее способ присутствовать в культурном пространстве Украины. Это очень конструктивный способ».
Следовательно, «ЛяЛяК», «антологию новой поэтической волны Львова и приЛьвова 2000-х годов», презентуют: Мария Весна, Оксана Васькив, Владимир Вакуленко-К., Галина Гевкив, Ирина Дементьева, Лилия Демидюк, Наталья Домовой, Арсений Барзелович, Николай Крат, Василий Мицько, Юлия-Ванда Мусаковська, Наталия Пасичник, Лариса Радченко, Григорий Семенчик, Юлия Фульмес, Владислав Шубенков, Игорь Ясеновский. Стоит отметить, что в издании представлены достаточно значительные по объему, репрезентативные поэтические подборки авторов. Обложка — авторство Юрка Коха.
По словам координатора проекта Василия Габора, книга подивувала его качественной поэзией: «Каждый автор в частности наверное не сделал бы такого впечатления или такого эффекта, а собраны вместе производят хорошее впечатление. Когда кто-то говорит, что во Львове поэзия умерла — не верьте».
Придирчивых критиков и рецензентов пожелала книге Оксана Васькив, отметив, что современный читатель часто приходит к книге из-за критики. Поэтому читайте и критикуйте!