
Фильм Александра Шапиро не привез из Берлинале призы, но несколько стран купило его картину для проката. Фигура Александра Шапиро в украинском кино неоднозначна. Невзирая на то, что он создал только две полнометражки — «Цикуту» и «Путеводитель», — одни киноведы и киноманы уже называют его культовым режиссером, другие критикуют каждый лоскут отснятой им пленки.
Когда спускаешься в столичный офис Шапиро, возникает то же ощущение неоднозначности: засыпан снегом и грязью подвал, церковь каких-то евангелистов в коридоре, кирпичный пол, на котором стоят столы с новейшими компьютерами, жухлая лампочка наверху. Невзирая ни на что, здесь, очевидно, часто бывали известные украинские и русские актеры Алексей Горбунов, Владимир Горянский, Виталий Линецкий, Георгий Дрозд, Алла Сергийко, Владимир Ямненко, Констянтин Шафоренко, Евгения Гладий, которые снялись в фильме «Путеводитель», под этой жухлой лампочкой, по-видимому, неоднократно грел лысину и директор художественной галереи Марата Гельмана, художник Александр Ройтбурд, который в «Путеводителе» сыграл самого себя.
Шапиро гордится своим фильмом и не скрывает этого: «На Берлинале украинских фильмов я что-то большее и не вспоминаю, — говорит он, — кроме «Мазепы», но это была отдельная история, государственное лобби, за него платились деньги. «Путеводитель» — частная инициатива, и все же украинская отборочная комиссия, которая пропускала фильмы на «Берлинале, — 2005», пищала от восторга, когда увидела этот фильм, и даже попросила Роднянского заключить с ними соглашение о копировании «Путеводителя».
«Это абсолютно киевское кино, — говорит Шапиро, — ни одно кино больше идею Киева не популяризировало. Но оно настолько открыто, что его может смотреть любой зритель в любой точке мира. Фильм так обустроен в плане материала, чтобы человек, получая информацию, имела еще и эстетичное удовлетворение». Каждый для себя может найти свою нишу: тот, кто хочет найти какие-то новации в плане кино-языка, — получает их, ориентируясь на то, что в фильме очень сложная драматургия новелл; человек, который хочет услышать рассказ об измученной душе, получает это, тот, кто хочет собственно путеводитель по Киеву, тоже получает его. Фильм имеет также вступление и финал — два монолога о жизнях, выполненных самим Шапиро.
На «Берлинале — 2005» «Путеводитель» был представлен в программе «Форум молодого кино». Как говорит режиссер, «на 50 процентов картин фестиваля билеты были проданы заранее, в том числе и на «Путеводитель». Фильм приняли прекрасно: пять показов, пять аншлагов с залами численностью больше тысячи человек, с продажей билетов от семи евро. В настоящий момент ведутся переговоры с русской компанией «Росс и Ко» относительно продажи ей DVD-прав на «Путеводитель», а кинопрокатные права уже проданы Австрии, Германии и Швейцарии, и с 10 марта пойдет кинопрокат в Украине».
Невзирая ни на что удачливость фильму, из Берлина он вернулся без наград. «Основная заслуга этой картины, как говорили на Берлинале, — ее форма. «Путеводитель» был одним из тех немногих картин, которые популяризировали собственную страну, а не сводились больше к политкорректности. Ведь политкорректность в настоящий момент стала категорией больше эстетичной, и меньше — сущностной. Возможно, при других обстоятельствах что-то было бы иначе. Это не в плане критики процесса, — замечает Шапиро, — потому что фестиваль в любом случае рассматривается как слишком сложный продукт оценки».
В настоящий момент идет реализация мегапроекта, организованного с Александром Роднянским, — фильм «Матч смерти», о футбольном поединке 1942. «Скажу по-честному, — сознается режиссер, — ничего интересного с точки зрения кино-языка в Берлине я не увидел. Поэтому и хочется сделать новый проект, и, чтобы в конце года эта нешаблонная, с точки зрения кино-языка, новая работа уже вышла на экран».
Алина СТРИЖАК