Музыкальную академию имени Чайковского возглавил Владимир Рожок
По большому счету, закулисные признаки выборов любого уровня очень похожи: интриги, щедрые на обещания конкуренты, соревнования пиарщиков, которые добросовестно отрабатывают свои гонорары... Пройдя не одну такое событие, мы уже даже начинаем подозрительно относиться к тем претендентам на наше внимание, которые игнорируют хотя бы что-то из такого привычного сопровождения.
Выборы ректора Национальной музыкальной консерватории имени Чайковского, которые состоялись недавно, наверное, общепринятой схеме отвечали частично — на пиар люди искусства денег не имеют, зато на эмоциях экономить не привыкли. Да и интрига здесь была достаточно — выборы ректора академии проходили на фоне слухов о том, что само учебное заведение, которое в прошлом году отмечало 90-летний юбилей, отселят куда-то на околицу города, в новое помещение, а этот дом, в центре Киева, будет служить совсем другим, практически, интересам. Поговаривают, в некоторых особенно предприимчивых умах уже рождались проекты казино или ночного клуба, которые около площади Независимости были бы особенно прибыльными...
Все эти намерения заострял и тот факт, что академия находилась в состоянии междувластия. Ректор Олег Тимошенко, который занимал эту должность с 1983 года, отошел от дел, а вакантным такое место, как мы все понимаем, долго оставаться не может.
Претенденты не замешкались. Возглавить вуз выразили желание Владимир Рожок, проректор Национальной музыкальной академии имени Чайковского; Евгений Савчук, профессор, руководитель капеллы «Мысль»; председатель Союза композиторов Михаил Степаненко; директор музыкальной школы имени Лисенко Валентин Шерстюк; профессор Ольга Бенч-Шокало; композитор Александр Злотник — всего семь претендентов. Авторитет каждого из них в музыкальном искусстве был, мягко говоря, разным, но каждый имел свое виденье того, которой должна быть музыкальная академия в ближайшие несколько лет.
Трем из них: Шерстюку, Савчуку и Злотнику — путь к голосованию перекрыл Закон Украины «О высшем образовании», а точнее его статья № 39, которая образ руководителя ВУЗА изображает так: «Кандидат на должность руководителя высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации должен быть гражданином Украины, свободно владеть украинским языком, иметь ученое звание профессора, научную степень доктора или кандидата наук и стаж научно педагогической деятельности не меньше чем десять лет». С языком и гражданством проблем не было ни у кого, проблемы возникли с наличием научной степени, которая не всегда совпадает с должностью профессора.
И вот здесь начались разговоры в коридорах и курилках: народ, в частности, жалел, что таким способом из гонок выбыл Евгений Савчук, послужной список которого караулит того, чтобы стать во главе этого учебного заведения. Член-корреспондент АМУ, профессор, преподаватель Академии имени Чайковского с 1978 года, дважды лауреат Государственной премии имени Тараса Шевченко, кавалер ордена «За заслуги» ІІІ степени. Но никаких исключений Закон «О высшем образовании» не предусматривает. Настоящий документ Президент Кучма подписал 17 января 2002 года. Два года его действия доказали, что некоторые поправки данный закон не испортили бы. Особенно если идет речь о художественных ВУЗУ... Четкое определение, с одной стороны, ставит высокую планку для будущего руководителя, а из другого — существенно суживает выбор.
Но как бы то ни было, на прошлой неделе была сзываемая конференция трудового коллектива, которая ... удивила своей выборочностью. Дело в том, что туда почему-то не пригласили тех преподавателей, которые в академии работают по совместительству. Де-де, а в художественном учебном заведении таких хватает — люди творческие, как правило, теорию на лекциях привыкли совмещать с практикой в концертных залах. Но это вовсе не значит, что на проблемах ВУЗА они знаются хуже или что им все равно, под чьим руководством работать.
«Перед самим голосованием, — комментирует процедуру Ольга Бенч-Шокало, — мы, четыре кандидата, подали к президиуму конференции заявление с просьбой утвердить форму бюллетеней и, чтобы подсчет проходив при всех работниках трудового коллектива. Относительно бюллетеней, то мы отрицали введение пятого пункта «Против всех». Голосование за этим пунктом значило бы, что к академии могут прийти внешние силы». Наблюдателями были представители Кабинета Министров, Минкультуры, Минобразования.
В первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимые 30 процентов голосов, а во втором, как по мне, достаточно прогнозируемо победил Владимир Рожок. (В то же время, как сообщил нам один из преподавателей, который просил не называть свою фамилию, значительная часть педагогов не довольна решением большинства и не спешит воспринимать его как безусловного лидера трудового коллектива). В биографии господина Рожка — множество разных, не только исключительно творческих пунктов. Выпускник Харьковского института искусств, аспирант отдела театроведения Института искусствоведения, фольклора и этнографии АНУ, заместитель директора по творческим вопросам Киевского театра оперы и балета, инструктор, консультант ЦК КПУ, заместитель министра культуры, руководитель Управления по гуманитарным вопросам Администрации Президента... Член аж трех творческих Союзов, автор свыше 50 научных трудов. С научной степенью, понятно, также все в порядке — доктор искусствоведения с 1997 года. С творческой практикой — также: Рожок является художественным руководителем и дирижером хора мальчиков и юношей Киевской специальной школы-интерната имени Лисенко. Конечно, человек, административный акцент у биографии которой является достаточно заметным, противостоять отселению академии — если такое случится — где-то при тридевять землях может значительно эффективнее, чем кто-либо другой из теперь уже экс-кандидатов на должность ректора...
Ольга Бенч-Шокало (а случаев, когда на должность ректора консерватории претендовала женщина, не помнят даже старожилы академии) говорит, что в некоторых вопросах программы кандидатов совпадали. Надлежащее финансирование, регулярное пополнение библиотечных фондов, материально-технической базы, сохранения творческого, педагогического потенциала — этим проникались все претенденты. Поэтому надежды на общий, согласованный труд есть, и они небезосновательны. А Владимиру Ивановичу остается пожелать огромных и, главное, эффективных успехов на новой должности в старом помещении. И, чтобы следующие выборы были еще прозрачнее — в конечном итоге, хоть кто-то в этой стране должен быть образцом процесса волеизъявления.
Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ