Состоялась презентация музыкальной антологии Александра Евтушенко. Наконец это случилось. Книжка, на которую ожидали еще два года тому назад, наконец появилась.
Идет речь о «Легендах причудливого края», написанных известным музыковедом Александром Евтушенко, книжке, которая стала первой настоящей антологией украинской роковой музыки и презентация которой недавно состоялась в столичном клубе Store 205.
Честно говоря, натолкнувшись в дебрях мировой паутины на информацию о концерте, который планировался в рамках презентации, я сначала не поверил своим глазам. Дело в том, что среди групп, которые имели «лабать» после официальной части действа, значились такие «монстры» отечественного года, как «Океан Эльзы», «ВВ», «Странствия» и (внимание!) «Братья Гадюкины». Неплохая компания подобралась, не так ли? Но действительность оказалась более прозаичной, чем надежда, но о все по порядку.
История создания «Легенд...» очень интересная. Сначала была песня «Легенды причудливого края», ее в середине 90-х выполняла группа «Кому вниз». Потом появились два одноименных диска, распорядителем которых стал неугомонный Александр Евтушенко. Главной идеей этих CD, по словам автора, было собрать вместе распыленную во времени и уже подзабытую многими музыку, которая бы в конечном результате во всей красоте показала интересное и причудливое явление под названием украинский рок. Но тех коротких биографий групп во вкладке к «Легендам...» оказалось маловато, чтобы обстоятельно рассказать обо всех, кто десятилетиями создавал лицо отечественной музыки. Именно поэтому Евтушенко взялся к написанию книги, которая бы самым полным чином отображала историю возникновения и развития украинского года. Написать было делом достаточно скорым, а вот выдать...
Почему-то в нашей стране выход наиболее желаемых музыкальных альбомов или книжек затаскивается на годы (вспомните, сколько времен уже упомянутых выше «Кому вниз» выдают свой «IDEM»). То, что творение Евтушенко почти два года пролежало, покрываясь пылью и ожидая выхода в свет, сам автор объясняет очередью в издательстве. Эта пауза и породила или не единственный существенный недостаток «Легенд...» — все истории групп, которые были изложены в книжке, останавливаются на отметке 2001—2002 годов. Чтобы закрыть белое пятно длиной в два последних года, автор уже успел написать продолжение своего детища, которое получило название «Легенды причудливого края. Хроника начала тысячелетия». Будет выдавать ее то же издательство, что и первую книжку, — «Автограф». За оптимистичными прогнозами издателей, подержать в руках новинку можно будет уже в январе нового года.
Теперь о содержании самой книжки. В первой части подан обзор городов, где наиболее активно происходил рок-движение в советское время. Потом идут биографии самих групп, которые оставили самый заметный след в истории отечественной музыки, начиная от «Кобзы», заканчивая «Мертвым петухом». Дальше рассказ о самых масштабных украинских фестивалях и обзоре «молодняка» (групп, которые появились в последнее десятилетие) — все достаточно коротко и информативно. «Книга не претендует на энциклопедическую, — говорит Александр Евтушенко, — это антология, выбранное. Но каждый найдет здесь для себя что-то такое, чего раньше не знал. Книжка должна стать той струей свежего воздуха, которая перебьет вонь, которая отгоняет от некоторых отечественных каналов, деятельность которых больше напоминает канализацию».
А теперь о ложке дегтя. Звездное выступление после презентации так и не состоялось. На пресс-конференцию появился только Славик Вакарчук, но и он куда-то исчез после официальной части. Гостей, зато, развлекали немного низшие за рангом (по моему субъективному мнению) группы «Ресниц», «Трутни» (тексты, как в «Гадюкиных», а музыка, как в AC/DC. Это не я выдумал, а Евтушенко), ветеран движения рока Сергей Чантурия и «Иззет»(представьте себе хлопцем с явным крымско-татарским корнем, который выполняет рэгги). Особенно порадовал «Ресниц», который, играя акустический вариант своих произведений и выступая урезанным составом, заводил публику не хуже, чем драйву «Трутни». Его участники вытянули на сцену несколько экзотичных музыкальных инструментов, причем на каждом хоть раз и сыграли. Особенно зрителям понравилось выполнение Дмитрием Добрый-Вечер постные «Глаза ведьмы» на казахском народном инструменте под названием скопление (в народе «адин палка, два струна»), которую он сыграл не хуже, чем на гитаре.
Петр ТРОЦЬ