
Украинское полотенце. Отдельную группу представляют сюжетные изображения на полотенцах. Изображение женской фигуры с двумя птицами в руках — мотив, который сохранился на самых давних полотенцах Подолья и Полтавщины.
На подольском полотенце — по сторонам фантастические птицы, на полтавском — фантастические существа, которые напоминают оленей. Возможно, это изображение рожаницького божества плодородия, культ которого достигает давних мифологических представлений о небесных обладательницах мира. За предположением Б. Рыбакова, чествования принадлежат к осенним праздникам, которые с приходом христианства были соединены с праздником Рождества Богородицы, — 8 сентября. К хозяйственному плодородию добавлялось плодородие человеческое — ведь это время, когда устраивались свадьбы. Обращение к рожанице было двойным.
С одной стороны — благодарность за урожай, со второй — просьба о помощи во время родов. Изображение двух птиц — далекий отзыв магической жертвы, что приносили охотники божествам неба. Он сбегался со временем осеннего праздника урожая, давним праздником «Рожаниц». По сторонам Богини вышитые фантастические существа, возможно, это олени, вид которых изменен в долговременной традиции, их изображение является свидетельством давнего мифологического представления о небесных оленях, как отголосок мифа охотников. В XIX веке эта традиция была почти несознательной, не подкрепленной знанием соответствующих мифов, но достаточно крепкой, чтобы хранить отдельные элементы архаики, отдельные представления о первобытном мифе, отзыве охотничьих верований.
Эти рудименты — изображения небесных оленей — до сих пор сохранились в росписи крашенок Карпат, и прежде всего Космача. В то же время вышивка полотенец сохранила не только первобытный культ оленей, но и путь постепенной замены их более новыми изображениями — конями. То есть происходил процесс перехода от космогонических изображений с небесными оленями к женским изображениям с реальными конями уже земного яруса. Возможно, вышитое изображение на подольском полотенцу XVIII века — это «идеограмма заклинания весны» — и очень изменено трансформируемое изображение Макоши, богини, которая в языческом пантеоне олицетворяла «мать урожая», была богиней добра и достатка, чрезвычайно давним земледельческим божеством. Со временем культ языческой Макоши был вытеснен христианской Параскевой, которая стала покровительницей женских ремесел, поля и домашних животных.
Интересным является также полотенце Подолья с изображением деревьев и двух женских фигур (богиня и ее дочь?), которые по размерам равняются деревьям.
В конце XIX — в начале XX века в орнаментировании полотенец давние образные структуры исчезают, уступая местом более понятным.
Среди разнообразных вышитых полотенец своим художественно-образным строем выделяются полотенца Подолья. Наиболее интересные из них создавались в селах Томашпильського, Крижопильского районов и особенно в селах Клембивка и Городкивка. Они небольшие по размеру, кончики украшены горизонтальными, вертикальными или скосами полосами геометрического или растительного орнамента, скомпонованного из отдельных розеток.
Вышивальщицы воссоздавали на полотенечном и постельном полотне фантастических коней с крыльями, сказочных с роскошными хвостами птиц — пав, всадников в военной одежде, женские изображения с поднятыми вверх руками или с женщинами, которые держат коней со всадниками или птиц. Эти вышивки сохранили с языческих времен изображения, которые олицетворяли силы природы, солнца, Большой Богини. Подольские полотенца выделяются как размерами, так и орнаментальными мотивами и цветным строем. Вышиты они красными, желтыми, синими, зелеными и черными шерстяными нитями, которые ложатся выпуклыми рельефными рядами, образовывая выразительные, преисполненные величественного ритма композиции. Благодаря особенному таланту и виртуозности обладания техниками, вышивальщицы веками бережно хранили и передавали из далекого прошлого до сих пор красоту узоров подольских полотенец. В селе Клембивка вышивали полотенца не только женщины, но и мужчины. Среди них — известные в 1940-х годах мастера — Сергей Довгань, Алексей Куштар.
Боковые ветки сгибаются под грузом плодов, цветов, нанизываются на основной стебель. Прослеживается общее построение и упругое, стремительное движение линий и форм растительных элементов. Взгляд перебегает от основы элемента вверх, к его завершению. Верхушка обозначается одним большим цветком с более детальной разработкой деталей, или же цветком с тремя ветками, которые выходят из нее. На черниговщине, особенно в Городнянском районе, мотив дерева, вазона усложняется значительным количеством птиц. Это и большие павы по сторонам дерева и по несколько пар небольших.
Хочет в орнаментировке полотенец передать великолепие, красоту природы, ее цветения, вышивальщица размещает на стебле огромное количество разнообразных цветов и почти не изображает листков, которые по сравнению с цветами совсем небольшие. Все внимание вышивальщиц сконцентрировано не на непередаваемости реальных естественных форм, а на декоративном решении всего рисунка, на орнаментальном заполнении плоскостей мотивов. Именно это, при сравнительно небольшом арсенале элементов, создает их многовариантность.
Изображение «дерева-цветка» везде имеет разделение на 3 части, что в народном воображении ассоциируется с царством подземным, земным, небесным. Дерево — своеобразная связь мира потустороннего с небесным. Именно это подтверждает наличие изображений солнца, звезд. «Дерево жизни» в полотенцах является философским осмыслением категории вечности — прошлого, современного, будущего. Важным в полотенцах является изображение птиц. Постепенно символика птиц, как небесных представителей, изменяет свое первобытное значение. Они теряют черты фантастичности, их изображения на свадебных полотенцах XIX века переходят в категорию символов любовь, пожелание семейного счастья. Вид птиц приобретает конкретно-реальные черты.
Сива пташка літала,
Крилами двір мітала,
Сподівалась вінця
До свого гуменця.
На изображение «дерева жизни» наталкиваемся в вышивании XII века. Оно может рассматриваться как наполнение мира языческой мифологии новым христианским образом. В XVII — XVIII веках в украинской вышивке отделке эитрахилей появляется сюжет «Дерево Жизни» как иллюстрация к родословной Иисуса Христа. Украинское церковное вышивание, прихотливый растительный орнамент барокко и, в частности, мотив «Дерево Иесееве», бесспорно, оказали свое влияние на развитие растительного полотенечного стиля.
В шитье полотенец XIX века «дерево жизни» — это эмоциональный образ природы, символ урожая, плодородия.
В народнопоэтическом творчестве «дерево жизни», «дерево рая» ассоциировалось с символом молодой и молодого. В свадебной песне поется:
Райське деревце над раєм стояло
Квіттю, проквітло, немного зродило,
Венцей не зродило, як дві ягідочки:
Перша ягідочка — молодий Івасьо,
Друга ягідочка — молода Марися.
Такое очеловечивание дерева объясняется материалистическими свойствами образного мышления народного искусства, характерного для фольклорно-поэтического познания и осмысления мира.
Важной чертой украинской вышивки является переосмысление христианской символики распространенных через орнаменты печатных книг, росписей, икон. В вышивание проникает в XVII — XVIII веке мотив винограда, виноградной лозы — как выкупной жертвы Христа. Эти мотивы проникают в народную орнаментику, в вышивке виноград ассоциируется с радостью семейного счастья:
Молода Гануся
По садочку ходить
Виноград,
Красний зелений сад
Зіллячко садить.
Виноград,
Красний зелений сад.
В орнаментировании полотенец, прежде всего Полтавщины, черниговщины, значительное место в XIX веке имело изображение двуглавого византийского орла. Эволюция этого мотива шла по пути упрощения непонятной вышивальщицам формы и постепенного превращения ее на растительный элемент. В народе эти полотенца звались орлы, или «орлики». Они широко использовались в свадебной обрядности.
Полотенца Центральной Украины вышивались техниками свободного рисунка. К ним принадлежат «полотенечный» и «тамбурный» швы, «полтавская» и «художественная» гладь. Эти швы выполняются не за счет нитей на ткани, а за предварительно нанесенным на полотно рисунком, который потом вышивается. Контур рисунка, чаще всего «деревья-цветы», обводится «стебельковым швом», а плоскости изображения лепесков, листьев, птиц вышивают «полотенечный заполнением». Это небольшие разнообразные квадратики, прямоугольники, размещенные в шахматном порядке. Они получили в народе названия: «бегунок», «лесенка», «насыпочка», «прикреп», «шахматка», «рыбья чешуя». Все эти заполнения образуют чередование вертикальных полос, волновых линий, штрихов разной густоты, плоскостей разного наполнения цветом — все это создает впечатление динамики внутреннего движения.
«Полотенечный шов» принадлежит к технике свободного рисунка гладь. Главной в этой технике является художественная выразительность контурной линии. Контур вышивается «стебельковым швом», а плоскости, которые формируют рисунок (цветы, листья, птицы), вышиваются полотенечным заполнением, то есть разнообразными ромбами, квадратиками, прямоугольниками, чередованием вертикальных полос, волновых линий.
Приступая к вышиванию, на ткань следует нанести рисунок — орнамент растительного характера. Закрепив вышивальную нить на линии рисунка на нескольких вертикальных нитях ткани с помощью петли, колем иглу вправо от первого прокола. Образуется первый стежок. Набрав слева направо на иглу определенное количество нитей, вводим ее поверх середины первого стежка. Вышивая слева направо, колем иглой с вышивальной нитью такое же количество нитей ткани, как и первым стежком, вводим иглу и вышиваем с изнанки в обратном направлении (справа налево), выполняем ее на лицевую сторону в месте первого прокола первого стежка. Таким образом, все лицевые стежки идут справа, а стежки с изнанки — слева, причем длина последних вдвое меньшая. На ткани образуется как будто маленький шнурочек, нашитий по контуру рисунка. Потом заполняем середину швами глади.
В конце XIX — в начале XX века в Украине, особенно на Сумщине, Полтавщине, Черкащине, популярной стала «тамбурная» техника. Она была распространена в вышивке Армении, в арабских странах. Ее название пришло к нам из Франции (tambour — барабан). Русские названия — «в петлю», «петелькой», «цепочкой», «косичкой» — воссоздают характер этого шва, который состоит из цепочки (петля в петлю). Этот шов образно именуют «тропкой», «Мышиной тропой». В русской вышивке «тамбурная» техника появилась в XVIII веке, в Украине в народной вышивке она распространилась в XIX — XX веках. Мотивы орнамента растительные, свободных прихотливых линий, не связанные со счетом нитей полотна. Вышивались узоры красным цветом, иногда с добавлением желтого, синего, черного.
«Тамбурный шов». В основе его лежит самый простой вспомогательный шов «цепочка», которая в вышивке применяется для обводки и связку между отдельными элементами композиции, а также им пользуются как самостоятельным швом, — это «тамбурный», выполненный петельками. «Цепочка» вышивается справа налево (на 2, Из, 4 нитей, в зависимости от плотности ткани). Закрепляем рабочую нить на четырех горизонтальных нитях с помощью петли. Набираем на иглу четыре нити основы, придерживаем вышивальную нить большим пальцем левой руки и делаем петлю справа налево, нить под концом иглы. Виводим иглу на лицевую сторону, потом укалываем ее в то же место, набираем четыре нити основы, поддерживаем рабочую нить левой рукой и делаем петлю справа налево. После этого протягиваем вышивальную нить на лицевую сторону. Опять выкалываем иглу в том же месте и так продолжаем выполнять стежки до конца ряда. Обратная сторона имеет вид сплошной строчки.