
Они получили славу на Осеннем салоне 1907-го года в Париже. Во время, когда критика была беспощадной к художникам, их творчество одобрительно оценил Гийом Аполлинер. Это искусство было новым и интересным для зрителя.
Оно имело крепкие украинские корни. И невзирая на то, что фундаментом течения бойчукизма был византизм, бойчукисты представили миру новое художественное виденье, абсолютно отличающееся от предшественников и технически, и идейно. О бойчукизме, как выдающимся украинском художественном направлении и культурной трагедии, об основоположнике течения Михаила Бойчука рассказывает искусствовед, доктор философии Ярослав Кравченко.
«Бойчукизм сформировался в Париже. Его основоположником стал Михаил Бойчук. Судьба художника была достаточно интересной: с одной стороны - снисходительной, она делала ему интересные подарки, с другой - несколько раз отнеслась к нему как мачеха и, собственно, это отношение и закончилось 37-мым годом. (В 1937 году Михаила Бойчука расстреляли как буржуазного националиста).
Если говорить о сюрпризах судьбы, то определяющим было то, что парнишка с глухого села Романовка, (которое, однако, на конец 19-го века имело «Просвещение», мощенную дорогу, важные камни) попадает на учебу во Львов в мастерскую выдающегося художника.
Это случилось так: учитель, который учил Бойчука, разглядев в нем задатки, написал во львовскую газету «Дело», что в Романовке есть очень талантливый парень и не хотел ли бы кто-то из художников им заинтересоваться. Во Львове эта информация попала на глаза Юлиану Панькевичу (художнику, которому принадлежала идея в конце 19 века национализировать религиозные сюжеты; он изобразил Богородицу и Иисуса в вышиванках. Кстати, эта украинизация имела влияние на Бойчука).
Вот Панькевич заявил о своем желании взять Бойчука к себе. Таким образом парень попадает во Львов. Это было в 1897 году. Бойчуку тогда было 15 лет. В 1898 году он поступает как стипендиат НТШ в Краковскую академию искусств. Учится у Леона Вичулковского, одного из столбов польской живописи конца 19 века. Академию Бойчук закончил с серебряной медалью, в год его выпуска золотой медали никому не дали. Впоследствии Бойчук продолжит учебу в Мюнхенской академии, которая была достаточно консервативным заведением, что не очень импонировало парню. Однако учебу прерывает служба в войсках. По ней Бойчук уговаривает своего мецената продолжить ему стипендию не в Мюнхене, а в Париже.
Тогдашний Париж (начало 20 века) - это своеобразная Мекка для художника. Художники со всех стран мечтали сюда попасть. Французская столица «кипела» от импрессионизма, постимпрессионизма, здесь все время рождалось что-то новое, художественная жизнь бурлила. С одной стороны, имеем импрессионистов, ревизионистов, которые осуществляли свои технические эксперименты, здесь появляются: Тулузы Лотрек, Гоген, Ван Гог. Среда была настолько интересной, что молодежь бредила сюда попасть.
В 1907 году Анри Матис уже начинает фовизм, уже состоялось несколько выставок авангардного искусства, Пабло Пикало уже вывешивает своих «Авиньонских девушек», начинается период аналитического кубизма. Поэтому искусство авангарда имеет свои сдвиги.
В Париже Бойчук не выразил желания поступать в Акдемию искусств, он решил учиться в частной академии Рансон, в искусные Поля Серюзье Это был один из набистов (набисты - это группа художников, которые увлекались Гогеном и были его последователями).
В своих работах Серюзье исповедует такие художественные принципы как декоративность, определенный примитивизм, плоскость. В этой академии Михаил проявляет себя достаточно активно как ученик и художник, который уже имеет за плечами Краковскую академию искусств, ряд икон, несколько портретов. Здесь он начинает формировать вокруг себя интересную среду. Первый с кем он сдружился это Николай Касперович, выходец черниговщины.
Оба юноши оказываются вместе в украинском обществе в Париже, которое было очень мощным. При этом обществе действовал хор, и Бойчук вместе с Касперовичем были его участниками: произносили лекции по истории украинского искусства, занимались активной жизнью.
Оба художника поселились на Монпарнаси, на улице Campagne Premiere. Здесь они организовали свое ателье. Двери в двери с ними проживали три барышни-польки, которые приехали с Петербурга. Это были София Сегно, София Налепинская и София Бодуен де Куртен. Каждая из девушек происходила из аристократической семьи. Эти три барышни, которые прошли школу известного польско-русского импрессиониста Ционглинского в Петербурге также начали посещать академию Рансон. Вскоре компания Михаила Бойчука, Николая Касперовича, трех Софий, к которой еще присоединяются Иосиф Пеленский, Евгений Бачинский, Гелена Шраммувна и Янина Леваковская, создают свою художественную ячейку. Центральной фигурой и лидером этой ячейки становится Михаил Бойчук.
Он заинтересовывает коллектив идеей нового искусства, которое можно было бы создать на базе старика. Группа, которую он сформировал получила название «Возобновление византийского искусства». В качестве основы выступает византизм, который прошел через Украину, через древнеукраинскую церковь, а позже трансформировался в барокковую. Бойчук сориентировался, что на фоне общего увлечения масличной живописью, обращение к технике темперы будет интересным, оригинальным и нетрадиционным.
Художники сами изготовляли кисти, строгали доски, покрывали их левкасом, готовили краски. Поскольку это было возобновление византизма, оно происходило сквозь призму украинства. Бойчук сумел заинтересовать этих польских панянок украинством. На фоне этого даже разгорелся скандал, что сельский холоп вдруг вскрутил головы трем барышням аристократкам.
Невзирая на это молодые люди во главе с Михаилом Бойчуком, каких Гийом Аполлинер окрестил неовизантстами, в 1907 году на «Осеннем салоне» выставила в «Гранд Паласи» свои работы.
В то время в газетах писали, что их произведения очень отличались от остальных презентованных полотен. Это дало художникам толчок к идее создания византийского монументализма, идеи коллективности. Следовательно, в апреле 1910 года на «Салоне независимых» было выставлено 18 коллективных работ. Пресса много о них писала. С одобрительными отзывами выступил и Гийом Аполлинер, к мнению которого прислушивались в художественной среде.
Вот молодые художники достигли определенного уровня славы, им предложили стать членами международного Союза художников и писателей. Собственно, это стало учреждением нового стилевого направления, которое назвали неовизантизмом. Уже в более поздних описаниях, воспоминаниях Бойчука прозвучало, что неовизантизм - это только срок для более легкого понимания. «В конечном итоге мы имеем на это право, у себя дома мы будем называться иначе», - говорил тогда художник.
Идея неовизантизма была идеей национального искусства, идеей воссоздания конкретного украинского искусства. Наиболее интересным было то, что Бойчукову удалось украинизировать всю эту компанию: одних больше, других меньше. Но он их украинизировал своим творчеством, своей юношеской педагогической деятельностью и своей харизматической личностью.