
Иван Пулюй, украинский физик и просветитель, исследовал уран, проводил в Праге трамвай и проектировал первую в Австро-Венгрии электростанцию. К 160-летию от дня рождения
Тяжелый и даже трагический жизненный путь суждено было пройти Ивану Пулюю, одному из самых выдающихся физиков и инженеров Европы и целого мира, жизни и деятельность которого составляют яркий пример гиблого вмешательства имперской политики в науку, культуру и жизнь отдельной личности. Ведь среди многих ученых Украины, признанных миром, не наиболее замалчивалось ли имя Ивана Пулюя. Но Бог и судьба не отвели свои теплые ладони от Украины, от Ивана Пулюя. Дождалась в конечном итоге душа украинского ученого признания в независимой Украине и в целом мире.
Этого человека признавали такие выдающиеся ученые-физики, как Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Филипп Ленард, Август Кундт, Франтишек Кржижик, медик Иван Горбачевский, писатели Иван Франко, Пантелеймон Кулиш, Иван Нечуй-Левицкий, наивысшие властители мира того времени.
Сегодня уже хорошо известно, что Ивану Пулюю для мировой славы было бы достаточно того, что он построил первую в Австро-венгерской империи электростанцию, руководил внедрением трамваю в Праге, совершенствовал телефон, подошел близко к объяснению природы электрона, открыл и объяснил природу Х-лучей и довел важность применения их в медицине, осуществлял работы с ураном, написал свыше 50 научных трудов, вместе с Пантелеймоном Кулишем, Иваном Нечуем-Левицким перевел в первый раз украинским языком Библию, был техническим советником цесаря Франца-Иосифа...
Достичь вершин мировой науки, стать известным общественным деятелем, политиком, патриотом обусловила его большая любовь к Украине. Воспитанный родителями на украинской земле, на фундаментах искреннего украинского мировоззрения в условиях без государственности своей Родины, Иван Пулюй вобрал у себя вовек большую любовь к родному языку, истории, культуре.
Родился Иван Пулюй 2 февраля 1845 года в местечке Гримайлов Скалатского уезда на Тернопольщине. Родители будущего ученого были греко-католиками и в шестилетнем возрасте отдали его к школе. Он быстро овладел азбукой, а впоследствии латинский и готический шрифты. Любил читать и вскоре перечел произведения Г. Квитки-Основъяненко, Марка Вовчка, Николая Костомарова, особенно увлекался Тарасом Шевченко, «Тарасом Клубнем» Гоголя.
В 1856 году родители отдали его в классическую гимназию в Тернополе, в которой в 1864 году появилась тайная молодежная организация «Общество». Позже Александр Барвинский, выдающийся общественно-политический деятель, педагог и историк, вспоминал, как он присягнул своему товарищу Ивану Пулюю, что «ничего и никому не изменит и целая жизнь будет работать для своего народа».
Закончил Пулюй гимназию в 1864 году с отличием. Выполняя волю своих родителей, с рекомендацией местного пароха двинулся пешком к столице Австро-Венгрии, где вступил на теологический факультет Венского университета. В то же время как свободный слушатель посещал естественный факультет, где слушал лекции по физике, математике и астрономии.
Теологический факультет закончил с отличием в 1869 году, но на священника не рукополагал, потому что считал, что может принести людям пользу чем-то другим. Поезд к науке победил. В 1869 году Пулюй записался на философский факультет, на физико-математическую кафедру. В 1873 году закончил университет и начал работать в нем ассистентом экспериментальной физики.
Иван Пулюй намеревался стать преподавателем во Львове или в Киеве. Однако ему как «неблагонадежному» царская полиция России не дала согласие на работу в Киеве. К списку «неблагонадежных» Пулюй был занесен за научно-популярный труд «О неподвижных звездах и планеты», в которой навел сведения о новых и переменных зорях, познакомил читателя с предметом, утверждая, что в явлениях природы нет ничего сверх природного, и, наконец, сделал вывод, что все космические процессы подчинены тем самым законам, которые господствуют и на Земле. Особенно он отметил такой фундаментальный закон, как закон сохранения материи и движения, о котором детально рассказал в отдельной книжке украинским языком «Не пропащая сила».
Книга «О неподвижных звездах и планетах» фатально отразилась на всей последующей судьбе Ивана Пулюя. Она была квалифицирована как такая, которая направлена против русской монархии.
С 1873 по 1875 год Иван Пулюй работает ассистентом-преподавателем кафедры физики, механики и математики Военно-морской академии в городе Фиюме (в настоящее время Риека в Хорватии).
Осенью в 1875 году он выезжает в Страсбург, где вступает на философский факультет университета за специальностью физика (электромеханика). Кстати, в этом заведении за 130 лет перед тем учился последний украинский гетман Кирилл Розумовский. Через два года Иван Пулюй защитил с отличием диссертацию и в И877 году получил степень доктора философии страсбургского университета за специальностью физика.
Того же года он возвращается в Вену, где работает приват-доцентом физико-математической кафедры. Кроме того, он — ассистент в лаборатории австрийского физика Лянге. В это время ученый работает техническим консультантом промышленной электротехнической фирмы «Ганц», а также директором фабрики, которая выпускает электролампы собственной конструкции.
В 1884 году ректорат Немецкой политехники в Праге пригласил Ивана Пулюя возглавить кафедру физики. Здесь он работал до выхода на пенсию. В 1889—1890 годах ученый был ректором этой школы, а в 1902 году стал первым деканом первого в Европе электротехнического факультета.
2 октября 1884 года Пулюй женился в греко-католической церкви св. Варвары с панной Екатериной Иосифовой Марией Стозитской. Супруги имели пятнадцать детей, из которых осталось живым только шестеро. Одна из дочек, Наталья, стала женой выдающегося украинского композитора Василия Барвинского.
Будучи профессором Немецкой политехники в Праге, уже в 1884 году, Иван Пулюй организует общество «Украинское общество». Главным в деятельности таких организаций было дело национального возрождения, консолидации украинцев, хоть бы где они находились, в единственный общегосударственный народ, единственную политическую нацию. Именно такие люди, как Иван Пулюй, своим интеллектуальным трудом, общественными усилиями творили украинскую ментальность, украинскую веру. В его понимании вопроса национального образования и культуры могло быть развязано лишь при условии политической свободы украинского народа, лишь при условии независимости Украинского государства. Именно Иван Пулюй глубже всего умов политику польских и русский кругов, которые осуществляли шовинистическую антиукраинскую пропаганду. Это побуждало Научное общество им. Шевченко к действиям, направленным на открытие Украинского университета во Львове. В меморандуме 1902 года к господину министра-президента, доктора фон Гартля, в частности, отмечалось, что «право Русинов на имение собственного университета выходит еще и из ... государственного основного закона об общих правах горожан государства, после которого все народы государства суть равноправные и после которого каждый народ имеет нерушимое право хранить и лелеять свою национальность и язык «в школе, суде и в публичной жизни». Как же иллюзорным представляется сей закон, когда взвесим, что русский народ, которого в Австрии есть три с половиной миллионов и который числом никак не стоит далеко за поляками, не имеет ни одного университета, когда поляки имеют их два».
«Потребность закладки русского университета теперь тем более наглая, потому что в Восточной Галичине есть четыре русские гимназии, следовательно, и общество русских абитуриентов растет, которые, не знавши польского языка, должны теперь на Львовском университете слушать изложений на польском языке и в том языке делать экзамены», — еще одна цитата из листа профессора Пулюя.
Вопрос и аргументы защиты украинского языка Иван Пулюй изложил в серии острых публицистических трудов, опубликованные 1904—1906 гг. Он писал, что «... когда пришла тяжелая историческая волна, в которой и судьба украинского народа должна решаться, то на Украине стали отзываться москали, ляхи и жиды, а украинская интеллигенция или славословила самодержавие, что говаривал в имени культуры ведет борьбу с желтой расой ... или только несмело упоминалась о права своего народа, высылая к Петербурга коротенькие телеграммы, а кое-кто и мемориалы».
Иван Пулюй призывал эту украинскую интеллигенцию к культурной работе прежде всего. Так он писал в труде «О русский университет во Львове», Львов, 1909: «Организуйте народные кадры, чтобы в тех кадрах высоко стоял стяг непорочной национальной чести и, чтобы под тем стягом было между людьми единство и верность для своего народа, помня, что согласие строит, а несогласие разрушает. Оружие ваше пусть будет просветительство и наука...» Интеллигенция у каждого народа — то «соль земли», а когда «она обсохнет, то чем же солить» ... «За которым народом высшая культура и образование, за тем и победа», — так Иван Пулюй отреагировал на царский манифест по Украине (Емский указ, 18 мая 1876 года). Читая труд Пулюя «К дворянству на Украине» (в 1906 г.), видишь полное отображение современности нашей независимой уже Украины, попытки северного соседа не выпустить наше государство из своих братских объятий, потому что «с тех пор, как Украина соединилась с московским царством, отсталая Россия благодаря богатствам земли нашей и благодаря мускульной силе украинского народа каким-то чудом перед Европой и перед целым миром».
Когда взорвалась Первая мировая война, Иван Пулюй еще более выразительно обнаружил себя как выдающийся политик и политолог. Он пишет два труда на немецком языке именно из тех соображений, чтоб больше показать немецкой публике о роли украинского государства в мировом обществе. Это — «Украина и ее международное политическое значение» и «Польские русофилы и массовые аресты верных государству украинцев в Галичине» (1915р.). Обе статьи учитывая события, связанные со становлением независимого Украинского государства, весьма интересны, в частности и для современного понимания перспективы творения государства.
Пулюй формулирует свое политическое виденье такими словами: «Больше всего и важнейшее наше желание, идея и главная цель наших национальных стремлений — это освобожденная из-под России свободная Украина, где не должно быть ни одного угнетаемого и ни одного притеснителя, где украинский народ после долголетнего рабства будет вести наконец свободная во всех направлениях национальная жизнь, будет развивать свободно свои большие духовые способности и будет принимать участие в приумножении сокровищ культуры всего человечества. Мы желаем и ожидаем с уверенностью осуществления этого национального идеала». Дальше ученый обращает внимание на то, что «в Европе не будет миру до той поры, пока существует русское могущество, а об и послабление нельзя думать, пока Московщина продолжает владеть Украиной и ее естественными богатствами. Свободная Украина означает бастион, безопасность среднеевропейских государств, потому ее освобождения лежит не больше в интересах этих государств, но и целой Европы...».
Жизнь Ивана Пулюя удостоверяет, что он был большим достойником украинства, в котором наибольшей силой было сосредоточено национальное сознание.
Умер Иван Пулюй через девять дней после провозглашения независимости Украины, 31 января 1918 года.
Перед порогом в мир небытия ученый завещал перевезти его останки к родной земле. По крайней мере после смерти хотел быть рядом с родителями, в своей родной Украине.
Дай то Боже, чтоб так оно хоть когда-то случилось.
Действительный член НТШ, профессор Василий ШЕНДЕРОВСКИЙ