
Одесский кинофестиваль, еще в 2012 году актуализировал исследование состояния нового украинского кино. Цифры в действительности поражают: на рассмотрение отборочной комиссии фестиваля, которая состояла из кинокритиков, режиссеров и продюсеров, было подано почти 100 разноформатных работ. Непосредственно в Национальном конкурсе было представлено 18 работ, из них 5 полнометражных игровых и 2 полнометражные документальные.
Принимая во внимание недостаточное количество полных метров, организаторы представили разные по хронометражу украинские фильмы в единственной секции, как следствие Национальный конкурс объединил почти всех заметных режиссеров современного украинского кино: Владимира Тихого, Михаила Илленко, Александра Шапиро, Сергея Буковского, Валентина Васяновича, чей фильм "Обычное дело" был представлен еще и в Международном конкурсе.
Весь массив украинских работ на фестивале создал впечатление процесса активного кинематографического брожения, создалось впечатление, что по всей Украине пробуждается и крепнет широкая сеть независимых творцов, которые сегодня пробуют силы в коротком метре, но уже завтра смогут снимать и полнометражное кино. Если перейти от статистики к качеству, ситуация оказывается более пестрой и менее примечательной.
Независимые работы малоизвестных мастеров, как и работы вчерашних студентов, чаще всего оказываются слишком прямолинейными, недотепами, дерзкими и болеют вредными амбициями "большого кино" ("Визит" Елизаветы Смит, "Ревность" Алана Бадоева). Жажда снимать и тупой профессионализм в большинстве работ чувствуются сильнее авторского ощущения эстетики или философской позиции.
Слабый уровень студенческого кино в Украине был продемонстрирован не так давно на фестивале "Открытая ночь", где большинство режиссеров (преимущественно выпускников или будущих выпускников главного украинского киновуза им. Карпенка-карого) погрязли в "клиповой" или "рекламной" эстетике, бледных стилизациях под ретро или попытках бессловесного поэтического кино под меланхоличный клавишный эмбиент.
Работы программы Одесского кинофестиваля показали, что другой распространенной зависимостью украинского кино оказывается литературоцентричность работ. Для многих режиссеров простое желание донести историю, не зависимо от ее актуальности современным социальным или художественным контекстам, оказывается задачей максимум ("Странные люди" Криса Вудса, "Мама" Дмитрия Суржикова).
Как следствие большей проблемой нового украинского кино, особенно украиноязычного, остается имитация простонародности, искусственный книжный язык героев, когда гопники или городские бабушки разговаривают на кривом, неживом, псевдофольклорном языке ("День независимости" Антонины Ноябревой, "Сова", Оксаны Казьминой).
Лучше всего этот изъян заметен в реалистичных работах серии "Украина, goodbye"! Темой этого проекта является вопрос эмиграции украинцев. Своим трезвым социальным ракурсом, хмурым антигламурным цинизмом и даже остроумием "Украина, goodbye"! - бесспорно важное явление для украинского кинематографа. Хотя много работ проекта оказываются критически абстрактными и даже банальными.
Главный жанр альманаха - анекдот. Его самая характерная и, возможно, наиболее интересная работа - фильм "Гамбург" Владимира Тихого, герой которой вместо желательного путешествия за границу отправляет туда только имплантированную почку. Наиболее симптоматическая работа - неплохой сдержанный фильм "Красивая женщина" Алены Алимовой.
Героиня фильма, типичный "синий чулок", работница библиотеки влюбляется в вездесущий медиаобраз Виктора Януковича, от чего чувствует себя сначала возбужденной, а потом обманутой. В фильме очень мало слов и, что важно, именно в момент появления на экране речи (Янукович говорит из билборда своей известной нагло шепелявой интонацией) фильм теряет убедительность, проигрывает, начинает выглядеть более бытовым и китчевым.
И все же наиболее интересными украинскими фильмами, которые можно было увидеть на фестивале в Одессе оказались две внеконкурсных работы.
Ева Нейман со своим фильмом "Дом с башенкой" победила в конкурсе постсоциалистического кино "От Востока до Запада" (а не в основном конкурсе, как иногда сообщают) 47-го Международного кинофестиваля в Карловых Варах, чем спровоцировала волнующие ожидания своего фильма. Фильм Нейман снят по мотивам одноименной автобиографичной повести Фридриха Горенштейна и рассказывает суровую историю маленького мальчика и его мамы в тылу 44-того года. Роль матери была одной из последних для культовой актрисы Екатерины Голубьевой.
"Дом с башенкой" - за эстетикой образцовый советский фильм. Это сдержанная холодная стилизация, что визуально настолько похожая на манеру советских шедевров о войне, что возникало впечатление, будто, перед нами оригинал той эпохи, работа рассекреченная, или с опозданием снята из полки.
Другой украинской работой, которая поразила на фестивале, был фильм "Время жизни объекта в кадре" украинского режиссера, который проживает в Италии Александра Балагури. Фильм европейский по духу и значению, в то же время интимная и уязвимая работа, которая напомнила произведения таких экспериментаторов современного кино как Хосе Луис Герин, Амос Гитай и, конечно же, Жан Люк Годар (один из героев фильма очень радуется из того факта что легендарные режиссеры Годар и Ален Рене все еще живы).
"Время жизни объекта в кадре" вдохновено легендарным фотографом и изобретателем зоопраксископа Эдвардом Мейбриджем. Фильм сделан с использованием фоторабот Евгения Павлова и других фотографов и исследует универсальные вопросы времени и памяти.
Работа, другое название которой "Фильм о неснятом фильме", демонстрировалась в Одессе на не анонсированном сеансе в полусыром рабочем виде. Балагура самостоятельно употреблю озвучивал недоделанные части фильма.
Похоже, новое украинское кино находится в тесных тисках между пафосом ответственности перед могучим историческим наследием и прислуживанием ненужным и пестрым социальным реалиям. Избавиться этой тесноты на сегодня оказывается по силам только радикальным, открытым и незаангажированным художникам.
Снять хороший фильм удается немногим и, безусловно, талантливым режиссерам, на страницах блога о кино Digimaniac можно прочитать самые свежие новости о кино и киноактерах. Любители лирических фильмов могут узнать о 10 самых популярных и необычных фильмах о любви, которые будет интересно посмотреть даже самым отъявленным критикам этого жанра.