
Вячеслав Пастернак и Владимир Залинский создали собственную школу кузнечную художественного творчества. И по жизни, и по творчеству художники-кузнецы Вячеслав Пастернак и Владимир Зелинский проходят настолько близко, настолько рука об руку, что иногда их даже путают.
Доходит до курьезов, когда, например, в изданной в 2004 г. в Москве нарядной книжке «Секреты кузнечного мастерства», проиллюстрированной рядом их работ (при случае обращаем внимание на уровень признания!), под фотографиями даже индивидуальных композиций авторов проставлено по две подписи. И это при том, что каждый — невзирая на совместно изготовленную коллекцию — имеет ярко выраженный личный стиль, собственные художественные вкусы.
Кажется, от самого начала судьба постаралась, чтобы возвести Вячеслава и Владимира вместе: они ровесники-однолетки (дать рождение «разминулись» всего на месяц), земляки-подоляны (Постернак родом из села Иванове Калинивского району, Зелинский — из села Ободивка под Крижополем), оба после школы избрали профессией художественную обработку металла, хотя и учились в разных местах: Зелинский овладевал будущей профессией в училище декоративно прикладного искусства в Вижнице, Постернак — в училище имени Ивана Труша во Львове.
Встретились и подружились ребята только в 1974, когда после службы в войске пришли работать в Винницкий художественный фонд. Ковали в Винницу нужную не были, потому что здесь это ремесло не развивали, и молодых дипломированных специалистов отправили на наиболее трудоемкий и неблагодарный участок — обычными художниками-оформителями. Несколько лет каждый был, как говорится, и сапожник, и жнец, и на дуде грец. В зависимости от заказов списывали плакатным пэром и изображали сотни метров стендов, мастерили витражи, клали мозаику (сколько их в настоящее время осыпается на сельских автобусных остановках). В конечном итоге, несколько лет чего только не делали преимущественно по откровенно смехотворным расценкам, наблюдая, как на элитных художественных направлениях коллеги за один заказ зарабатывали столько, как они за год. В то же время приобретали и разнообразный опыт, который не бывает лишним.
Наконец, устав от ежедневной рутины, Вячеслав как-то на собственный страх и риск решил дополнить стенды чеканкой на металле. Они сразу понравились заказчику нестандартным видом, а бумажник художника сразу потолстел од весьма приятного результата эксперимента, ведь расценки за чеканку были существенно выше. И тогда ребята задумались: не пора ли сдуть пыль из своего главного оружия и откупорить пороховницы?
Следует заметить, что нередко для успеха маловато самого лишь субъективного фактора — нужно появиться в нужное время в нужном месте, и тогда главное задание — не потерять свой шанс. Как раз «нужное время» наступило на изломе 70—80-х годов, когда после длительного периода если не упадку, то малейшее тление начал возрождаться интерес к художественного кузнечному творчеству. На Винниччине тоже появились первые зажиточные заказчики, которые бы хотели украсить дома ажурным воздушным плетением металла.
Но как начинать, когда нет ни инструментов, ни даже кузницы? Чтобы выковать первую совместную работу, Владимир договорился в колхозной кузнице в родном селе, к которому друзьям пришлось ехать больше сотни километров. Один из выкованных тогда шампуров с ручкой в форме летучей птицы сохранился — он украшает стену мастерской Зелинского.
Тогда же поступил первый большой заказ: ковалям поручили оформление дому торжественных событий в Хмельнике. Попытка оказалась успешной и получила продолжение: Вячеслав и Владимир изготовляют оригинальные фонари-светильники вдоль улицы Пироговая, оформляют «по-кузнечному» фасад киноконцертного зала «Радуга», столовую автотранспортного предприятия. Изделия так понравились директору АТП, что он стал их полулегальным спонсором — позволил ковалям в течение следующих десяти лет пользоваться кузницей, причем не брал плату ни за уголь, ни за металл из производственных запасов ремонтного подраздела.
Художники-ковали будто опять родились на свет, зароились индивидуальные творческие замыслы. Решили впервые принять участие в республиканской выставке, приуроченной, как тогда водилось, к одной из юбилейных революционных дат. Специально к ней продумали и изготовили композицию «Штыки и голуби». Однако возникли совсем неожиданные препятствия, когда идеологически пристальный член выставкома поставил сакраментальный вопрос: «А почему голуби черные?» Ему попробовали объяснить, что иными они быть не могут, потому что сделанные из черного металла. Однако работа в экспозицию не попала, потому что выставочный комитет побоялся, что в цвете голубей увидят идеологическую диверсию: «Вот если бы они были белыми...»
Однако после 1986 года подобные вопросы уже не возникали. Произведения Вячеслава Постернака и Владимира Зелинского — непременные экспонаты всеукраинских выставок, их покупают музеи, частные коллекционеры (есть они, в частности, в музее Киево-Печерской лавры, в музеях России, Большой Британии и США). А в 1990-ом оба становятся членами Союза художников.
Их авторитет в Виннице растет настолько, что в конце восьмидесятых — в благословенную пору грандиозных проектов и прожектов — они сумели убедить городскую власть создать целый музей художественного кузнечного творчества (какой еще город может похвастаться подобным заведением?). Под будущий музей и кузницу при нем отдали пустой домик на живописном крутом берегу Южного Бугу как раз напротив городского центра и даже из местного бюджета выделили 70 тысяч карбованцев.
Однако следующая гиперинфляция случилась очень несвоевременно — средств хватило всего лишь на укрепление склона. Ударила она и по самим художникам: деньги за несколько композиций, проданных во Львове, «сгорели» так быстро, что они за ними даже не поехали, потому что дорога обошлась бы дороже. И только до конца девяностых опять медленно стали на ноги, причем помог полугодовой труд в Канаде, куда их пригласил прежний соотечественник наладить свою художественно кузнечную дело. По возвращении сумели выкупить запускающее помещение, которое еще недавно планировалось под музей, оборудовали наконец собственную кузницу.
Теперь, когда художественное кузнечное творчество с оживлением строительства опять вступает в фазу расцвета («Нам хватит работы на сто лет вперед», — шутит Вячеслав), особенно выразительно проявляется его двойная природа: с одной стороны — бытовое ремесло, из другого — высокое искусство. И это отражается на ритме труда — сегодня им придется оформлять интерьеры и экстерьеры помещений на вкус заказчика, вдвоем выполняя ту фактически черновую работу, которую должны были бы делать подмастера или помощники (это все равно, что архитекторов поставить с кельмами на рихтовку), а завтра отводят душу в творении художественных вещей.
И вот здесь становится наглядной разница между индивидуальностью обоих художников. Если в вещах бытового назначения (подсвечники, зеркала, подставки и тому подобное) еще прослеживается всхожесть стилей, то в образных артефактах они на удивление разные. Вячеслав Пастернак тяготеет к полупрозрачной зооморфной скульптуре, будто вывязанной из грубых металлических лент — «Кит», «Собака», «Лев», гигантское насекомое-подсвечник богомол (который чем-то напоминает жутких инопланетян из голливудского фильма). Антропоморфная металлопластика Владимира Зелинского намного лиричней, она ближе стоит к традиционной скульптуре, хотя и решенная не в реалистичном, а в условно символическом плане, как известные композиции «женщины-птицы», «Семья».
Пересматриваю кузнечную коллекцию — и с первого взгляда не верится, что железо способно уступить свою твердость и стать к такой мере послушным. Вячеслав, кажется, прочитывает мои мысли, потому что добавляет: «Может, кто-то не согласится, но металл очень пластичный материал. У него возможности больше, чем в деревья или камню...» Что же, художнику виднее, потому что именно его мастерством высвобождаются те магические возможности. Ведь не случайно еще Микеланджело Буонарроти восторженно писал в сонете: «Лишь огнем коваль умеет разбудит Существа гибкости, спрятанного в металле». Вот только относительно нашего рассказа мне хотелось бы сделать одно маленькое редакторское уточнение: поставить слово «коваль» в форме множественного числа.
Виктор МЕЛЬНИК