
Сделать хорошее современное представление, что бы привлечь к театру молодого зрителя - это задание поставил перед собой Национальный академический театр имени И. Франко. Но от момента возникновения этого замысла до его воплощения прошел не один год. Результатом плодотворного труда стало представление, которое недавно пополнило репертуар театра - «Гимн демократической молодежи» (по мотивам произведений Сергея Жадана).
Автором идеи, инсценировки и режиссером-постановщиком является талантливый киевский режиссер Юрий Одинокий. Господин Юрий рассказал, что познакомился с известным современным прозаиком и поэтом, харьковчанином Сергеем Жаданом три года тому назад и предложил ему сотрудничество. Жадан согласился.
На протяжении двух лет Юрий Одинокий и Сергей Жадан работали над инсценировкой, и это был нелегкий процесс. Сложность заключалась в том, чтобы «вытянуть мясо» из не очень театральной прозы Желанная. Но на счастье, автор заявил о своем желании написать оригинальную пьесу для театра. В ее основу легли сюжеты повестей, которые вошли в сборник «Гимн демократической молодежи» и некоторых других прозаических произведений, а также сцены, написанные специально для нового представления.
Сразу же появился вопрос, использовать ли в будущей постановке не нормативную лексику, которой немало в текстах Жадана. Однако украинцы отказались от такого нововведения. «Передо мной никто не употреблял нецензурных слов на этой сцене, - говорит Юрий Одинокий, - и я не хочу быть первым. Но думаю что и здесь его можно заменить более благообразным словосочетанием. Чтобы театр нес в душу человека красивое и поэтическое настроение. К тому же актеры не имели желания говорить эти слова, которые отвлекали бы их от игры. Они хотят завоевывать зал мастерством, а не матерным словом».
Режиссер добавил, что намеревался создать представление, где ирония и гротеск объединились с лирикой. «Это гимн поколению 90-х, которому пришлось так много пережить», - отметил он.
Сегодня, когда представление «Гимн демократической молодежи» уже прошло первые испытания зрительским залом, можно утверждать, что оно, вероятнее всего, станет одним из хитов.
Идет речь в ней действительно о напряженных и драматических 1990-х - время, которое безжалостно уничтожало судьбы многих наших соотечественников. Ведь большинство было вынуждено выживать, и часто не оставалось ни одного другого выхода, как идти в бизнес. Даже для тех, кого эта сфера вовсе не влекла.
Так случилось и с главными героями «Гимна демократической молодежи». Гога (Георгий Давидович) и Сан Саныч тоже не от того, чтобы отойти от торговли телеаппаратурой и гипсокартоном. И время от времени они такие попытки делают. Но всевластный бизнес опять возвращает их в свои железные объятия. Капризные ветры судьбы то возводят, то разлучают друзей. Одним из этапов их сотрудничества становится открытие гей-клуба, ну то есть. «Клуба экзотического отдыха». Инициатором и третьим участником этой авантюры является арт-директор клуба Славик.
С тех пор и начинается целый ряд трагикомических приключений, недаром же и жанр спектакля - трагикомедия. Сценическим пространством овладевают люди, которых ежедневно видим на улице, в транспорте, дома и на работе. Они разговаривают на суржике, сленге, все время слышим: «дрес-код», «целевая аудитория», «имидж», «лизинг», «кришуют», «башляют».
Жизнь бурлит. И этом каскаде событий нередко все так странно миксуется, что представители того меньшинства секса, для которого открылся клуб, порою бывают моральнее, чем заведующая городским управлением культуры или проповедник из Австралии, преподобный Джонсон-и-Джонсон, который приехал завоевать Украину словом Божьим и своим.
Но метаморфозы постсоветского бизнеса - то лишь одна тема представления, параллельно с ней проходит другая - любовь. Потому что никакие, даже наиболее прагматичные времена, не способные уничтожить в человеке такое естественное желание любить и быть любимой. Лирическая история чувства Марты и Сан Саныча трогает зрителей, сцены тех коротких мгновений, когда они вместе, вызывают длинную, растроганную тишину. Эта тишина, а кое-где и слезы, овладевают многих, когда все потеряно, и герой остался как одна половинка, которой так недостает второй. Просто она летела на своем безумном мопеде, она так спешила любить его! Нет, все-таки испокон веков люди погибают от недостатка не только денег, но и любви.
Образ Марты - светлой женщины, которая сочувствует однокрылой осе и переживает, что бы светлая черепаха не поранилась иглами кактуса - глубоко символический. По-видимому, неслучайный она погибает, будто небеса забирают ее из этого бездушного социума.
В этом иронично-лирическом представлении есть много места для актерской фантазии, импровизации. И зрители используют предоставленные возможности. Спектакль играют два исполнительских составы, назову наилучшие работы.
Всегда непредсказуемая Людмила Смородина в роли чиновницы Валентины Валентиновны не официально-грубая, а такая себе в меру казенная, с простонародной изюминкой. И что-то в ней симпатичное все равно есть. Замечательный образ Преподобного пастора-миссионера создают Алексей Богданович и Назар Заднипровский. В нраве Преподобного-Заднипровского много лукавства, а Богданович изображает своего героя нормальным человеком, просто у него вот такой бизнес. Но в конечном итоге, жизнь его наказала. Как говорит разочарованный герой, оставляя Украину, «В этой стране я почувствовал всю глубину Господней печали».
Красиво сыгранными являются также роли Дмитрия Рибалевского (Сан Санич), Ксении Баша-Довженко (Марта), Олега Стальчука (Гога), Остапа Ступки (Славик).
Визуальный образ представления удачно создает сценическое оформление (художник-постановщик Виктор Шульга) - многоэтажка с отделенными прямоугольниками-клеточками каждого жилища, а в глубине сцены - гнетущая темнота. Лишь время от времени в ней засвечиваются огоньки. Они предвещают какие-то новости - хорошие и не очень.