
Театральный гарант Алексей Кужельной о фестивале «Киев майский» и тени отца Уильяма на стекле. В мае как-то порывисто, резко, запоем хочется находиться в театр, мертвый летний сезон почему-то даже тревогу навевает своей безафишной, нетеатральной перспективой.
И международный театральный фестиваль городов-побратимов «Киев майский», который в этом году пройде уже в шестой раз, будто призванный эту театральную жажду, навеянную страхом летнего вакуума, насытить. Руководитель фестиваля Алексей Кужельной на пресс-конференции, посвященной «Киеву майскому», заявил, что в этом году фестиваль изменяет ориентацию, то есть отказывается от погони за громкими именами, но качественное зрелище гарантирует.
Предыдущие годы организаторы со штанов выпрыгивали, но привозили и Марселя Марсо, и Анни Жирардо, и Софико Чиаурели, и Театр на Таганке, и Вильнюсский Малый театр Р. Туминаса, а в этом году, например, отказались от «звездного» монопредставления Аллы Демидовой «Гамлет» в интересах прогрессивного, модного, известного в мире, но малоизвестного в Киеве Центра драматургии и режиссуры под руководством О. Казанцева и М. Рощина. «У нас звезда — это человек, которого мы знаем последние 50 лет, — тоном вальяжного университетского профессора вещал Алексей Кужельной. — Последние 10 лет звезды не производят. Студия Казанцева — это звезда, феноменальный албанский актер Мируш Кабаши — звезда, но тот, кто является звездой для меня, не является звездой для вас». Концепция поняла, как понятно праведное желание донести до людей качественный продукт, а не яркую обертку, в которую всякое отребье завернуто, чтобы не попса балл правила, но и противопоставление звезд и настоящего искусства отгоняет менеджерскими манипуляциями. Потому что новая концепция имеет и более приземленное объяснение: в этом году город урезало финансирование фестиваля. И хотя все коллективы приезжают в Киев собственным средством и выступают без денег, и хотя в этом году у фестиваля появился меценат — Фонд Владимира Филипова, и хотя управление культуры горгосадминистрации поощряет богатеев, положив начало отличию для меценатов, если бы денег было достаточно, не пришлось бы театральных звезд выносить за дужки.
«Гарантирую, что те имена, которых вы не знаете, они очень интересны», — сначала Алексей Кужельной выступил гарантом перед журналистами. Он посоветовал посмотреть Швейцарский театр, который работает в жанре психодраммы, вышеупомянутый Центр Казанцева и Рощина, ритуальное таинство странствующих тибетских монахов, танцы и мелодии древней Кореи и дальше по списку... Откроет фестиваль 15 мая на Европейской площади в рамках празднования Дня Европы чешский уличный театр КВЕЛБ, а закроет «Киев майский» 30 мая концерт одесской группы «Флер» и фейерверк. В пятнадцать дней между стартом и финишем втискаются 24 театральных формы, в принципе, к каждой из них следует добавлять словарик, потому что традиционному театру фестиваль отводит не так много места. «Ведь задание фестивалю — обогатить знание всех засекреченных в искусство театра о его поисках, волнениях и новациях». Скажем, модные в Европе уличные театры, на которые в каждом городском бюджете обязательно предусмотренные средства, в Киеве будут представлены чешским уличным театром КВЕЛБ и итальянским театром «Силенсе». Представление «Безумная семейка», которая рассказывает о немного помешанной семье, которая оказывается в незнакомом городе, чехи будут разыгрывать на Европейской площади, а «Мой бестиарий» — в садике около театра имени Ивана Франко, актеры, художники, музыканты, которые работают в КВЕЛБ, привыкли обыгрывать «декорации» улиц — деревья, заборы, дома, импровизировать с подручным материалом, но обязательно приправляя его черным и белым юмором. Итальянский коллектив «Силенсе», образованный путем слияния Театра тишины и Студии странствующего искусства, 29 и 30 мая представит в Пассаже представление «Фигурасен», в котором соединены скульптурность и театральность. Режиссер в этом пластичном представлении акцентирует внимание на тех моментах человеческой жизни, какие мы повседневно не успеваем замечать. А в Украинском доме киевский художник Геннадий Гутгарц будет демонстрировать актуальное художественное направление — «живопись действия», которое предусматривает создание картины на виду у зрителей. Гутгарц обычно наносит краску на женское тело и использует его как «кисточка», очевидно, что Сальвадору Дали, 100-летию со дня рождения которого посвящен «Стереосон» Гутгарца, такой подход понравился бы. Еще один отечественный участник фестиваля — учебный театр КДУТКиТ имени Карпенка-Карого с представлением «Житейское море». «Плейбек Театр Цюрих» создан в 1992 году и в его состав входят 13 актеров, они исповедуют актуальную в мире форму импровизированного театра, в котором материал для игры дают не драматурги, а публика. По требованию актеров зрители рассказывают короткие истории зi своей жизни, а актеры превращают их в театральные сцены. Основатель этого вида интерактивного театра — американец Джонатан Фокс, его последователи уже есть в Японии, Индом, Новой Зеландии, Австралии, Африке, Европе, есть и интернет-сеть для тех, кто интересуется плейбек-театрами. Швейцарские актеры сымпровизируют «Пробуждение весны», в которой материализуются все пожелания зрителей. Традиционный жанр корейской вокальной музыки — пхансори — признан шедевром невещественного культурного наследия ЮНЕСКО. Национальный центр корейского традиционного исполнительского искусства считается одним из ведущих театральных коллективов страны, он воспроизводит давние мелодии и танцы, которые входили к придворным императорских церемоний, в корейской музыкальной традиции много места отданы импровизации, сами они считают свою музыку более эмоциональной, чем интеллектуальной. Составить свое впечатление о корейской автентику можно 29 мая в Театре оперетты и 30 — на площади Независимости. 13 мая в галерее «Лавра» выдастся уникальный случай увидеть Церемонию Лазурного Будды Медицины, а 14 мая в Театре оперетты услышать концерт обертонного пения «Звуки гармонии Вселенной» в исполнении странствующих монахов древнего монастыря Гьюдмед. Монахи этого, одного из наибольших буддийских университетов, изучают буддийскую философию, постигают духовные практики, учатся сакральной живописи, обертонному горловому пению, которое позволяет одновременно добывать несколько нот, и искусству строительства мандали — одного из основных символов буддизма. Это уникальное сакральное зрелище можно увидеть или в Тибете, или только на таких путешествующих привалах монахов. Белорусский Национальный академический театр драмы имени Якуба Коласа привезет «Вишневый сад» в постановке Юрия Лизингевича, Кутаиский молодежный театр — лауреата театрального фестиваля «Имерети 1999», представление «Искушение Антония» за пьесой Проспера Мериме, Каунасский камерный театр покажет «Иуду Искариот» за Леонидом Андреевым и пушкинскую «Пиковую даму», а камерный театр имени Чехова из Мадрида представит «Дон Кихота».
Что же такие звезды за Кужельным? Центр драматургии и режиссуры возник в Москве 5 лет тому назад, когда московская театральная общественность всерьез запаниковала по поводу отсутствия наступающих на пяти молодых конкурентов — режиссеров, драматургов, актеров. Русские драматурги Алексей Казанцев и Михаил Рощин создали эффективный «инкубатор», в воспитанниках какого пресса и критики усмотрели сплошные надежды русского театра. Представление «Облом off» — это актуализация и переосмысление классического роману Ивана Гончарова «Обломов», только по версии автора пьесы Михаила Угарова Обломов — единственный целостный человек, который остался в обществе, а рядом с ним милые люди-марионетки. «Народная поэма» «Ощущения бороды» рассказывает о столкновении города и села, человека природы и человека цивилизации. Обе работы москвичей можно посмотреть в ТЮГу на Липках.
На 6-ом фестивале «Киев майский» будут на удивление много детских представлений. Национальный Шведский Передвижной театр для детей УНГА РИКС на Малой сцене ТЮГу покажет представление для детей от 4 до 9 лет и их родителей «Тюк». Это история о взрослых, которые все время руководят своими детьми, — «пакуют» их и «распаковывают», ведут себя, как со своими вещами, и о том, что чувствуют дети, когда их отрывают от игры и вмешиваются в их детские дела. Театр куклы и актера «Пиноккио» из Лодзя представит представление для семейного пересмотра «Я, Ты, Мы», сделанную в жанре музыкальной пантомимы на музыку Е. Мориконе, Дж. Вангелиса, Же. М. Жара, М. Мусоргского, Ф. Дюваля. Кукольный театр «Баттерфляй» из Бельгии предложит монопредставление актера и режиссера Ронни Альбрехта «Валентино» о лягушонке, который верит, что в старинном замке в горах его ожидает прекрасная принцесса и отправляется на поиски этого замка.
* * *
Кстати, о замке. Театр «Созвездия» и в ободранном виде держался аристократически, а в отреставрированном и подавно. Отныне творить особенную театральную атмосферу Алексею Павловичу будет помогать не только колокольчик, которым призывают на представление, но и сценки из пьес Шекспира, выгравированные на краях театральных дверей, которые ведут на балкон. Такой подарок сделал театру киевский инженер-изобретатель Анатолий Мантула, который изобрел и запатентовал разновидность гравюры, — на стекле. Ко дню рождения Уильяма Шекспира в поздравительные «Созвездия» открылась первая персональная выставка Анатолия Мантулы, на которой представленные гравюры на стекле исключительно шекспировского направления — сцены из произведений английского драматурга, его портреты, Высоцкий в роли Гамлета. В свой день рождения, 23 апреля, Шекспир не только смотрел, прищуриваясь на меня из гравюры на стене, но и поцеловал в чело. Прошу прощение, но то был не эксклюзивный поцелуй «просто с помощью гравюры на стекле и пучка театрального света Алексей Кужельной воплотил в жизнь еще один маленький перформенс и причастил им каждого. Вот так люди и становятся наркоманами театра.
Валентина КЛИМЕНКО