What in UA - Новини культури і мистецтва

Тодось Осьмачка по-русски

Архівактор / вистава / театр
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 337
25
жовтня
2010

Украинские авторы привлекают заграничных режиссеров

Утро. За спиной мамочки Марии — село. Вокруг — рожь. Она идет в соседнюю Терновку к церкви. Вдруг от барской экономии вылетает на черном кону он, Антихрист. «Иди ко мне сегодня!». Его глаза-угольки прожигают Марфу насквозь. Перепуганная женщина бежит домой и ожидает, пока вернется из города человек. На второй день черный вихрь налетел на мамочку, сорвал ее с места и понес в снопы. А сколько он забавлялся с Марией, никто уже не узнает. Потому что по тому она ходила и спрашивала во всех, где дорогой Антихрист. И завернут ее домой, а она все равно ходит, ищет того выродка на кону. Нашла... В камыше, без одежды, мертвая.

Это большая сцена Молодого театра. Идет премьера представления лауреата Государственной премии России, лауреата Государственной литературно-художественной премии им. И. Котляревского, народного артиста России Александра Дзекуна. Пьеса называется «Духов день». Немного символично, как отметил художественный руководитель Молодого театра Станислав Мойсеев, что создана эта вещь россиянином к мозгу кости Александром Дзекуном за мотивами произведений украинца Тодося Осьмачки «Старший боярин» и «Поэт». Потому что в этих произведениях много неприятных слов досталось именно россиянам.

«Тодось Осьмачка, — объяснил на пресс-конференции Александр Дзекун, — гениальный писатель, который, это часто случается у украинцев, незаслуженно забытый. Когда я впервые познакомился с его произведениями (ездил в Канаду лет из 15 потому), имел определенный шок. Пишет сильно! То, чего многие люди не знают и не хотят знать до сих пор. Меня очень поразила судьба Гордия Лундика, учителя украинского языка, который приехал в руссификованное село. Оно, как привидение, нависает над ним. В представлении это образ билицы (утопленницы, привидения) Марфы».

Но зрителей, какие 13 и 14 марта приобрели билеты на «Духов день», представление не проняло. Невзирая на динамическую игру актеров и пурпуровый цвет почти всех костюмов на сцене, сюжет был как будто вытянут где-то из представлений периода провозглашения Независимости.

Патетическое «еще не умерла», «за землицу», длинные диалоги, тягучие, будто жвачка, рассуждение. И в самом деле, вы где-нибудь видели, чтобы на свадьбе отец, вместо давать целовать креста молодым, делал лирические отступления на тему «правый или не правый был Винниченко в непатриотичном понимании села как темной голодной массы во время написания своего короткого рассказа «Солдатики»? (цитата почти дословная, только немного сокращенная. — Авт.)

Александр Дзекун не отступил от своих основных принципов. Новую постановку опять зашпиговал абстракциями и символами. Например, в течение двух действий одна половина сцены была сельским домом, другая — прудом. Но это не мешало главным героям Варци (Лилиана Ребрик) и Гордию (Олекса Нагрудный) любить на том месте, где, теоретически, должна была бы быть домашняя стена. Кстати, на пруде водой была пшеница. И Гордий то засыпал ее лопатой у лодки, то опять вытрясал оттуда. Как утверждают исследователи творчества Александра Дзекуна, то полностью оправдано — Александр Иванович просто принадлежит к школе гениального режиссера Таирова, который в свое время перевернул все представления об абстракции и символе. Но Дзекун пошел дальше, потому что вплел в сюжетную канву этнику и украинский национальный характер.

Например, Тодось Осьмачка только вспоминал о «духов день». И только Александр Иванович поднял документы, пообщался со старыми людьми, и узнал, что это — 51-й день после Пасхи, первый понедельник после Зеленых праздников. Именно тогда, за народным поверьем, земля празднует свой День рождения. У «духов день» ничего нельзя делать земле, потому что ей болит. Ночью из воды выходят русалки, из леса — полчища нечисти... И под их безумное, бурлящее, трепетное пение мы несколько часов проводим в таинственном и причудливом на том свете.

Алина СТРИЖАК

Соло на порванной струне
Фанерный бог клаки
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Виставка Руслана Іващенка «Кольорові враження»
Виставка Руслана Іващенка «Кольорові враження»
Виставковий проект «Микола Кричевський. Мистець і світ»
Виставковий проект «Микола Кричевський. Мистець і світ»
Виставково-мистецький проект «Свято Врожаю – 2018»
Виставково-мистецький проект «Свято Врожаю – 2018»
Виставка-підсумок конкурсу сучасної витинанки «Крафторій-2018»
Виставка-підсумок конкурсу сучасної витинанки «Крафторій-2018»
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Декоративно-прикладне мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
Останні записи
  • Жива традиція в сучасному звучанні: TINA PETRIV випустила різдвяне «Попурі колядок»
  • Одне різдвяне бажання країни — у новому треку від BOBOVA
  • Музичний код України по-новому: TAYNA презентувала «Щедрик»
  • «З вірою в Україну» – виставка присвячена 117-й річниці народження Марії Примаченко
  • Зимова казка Карпат у Києві – виставка «Мандри. Transcarpathia-Закарпаття»
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.