
Окончился Первый международный конкурс альтистов им. Зенона Дашака, что проходив в Киеве. Фестивали такого рода мы видим и слышим нечасто — ведь за альтом закрепилась репутация инструмента в основном оркестрового. «Альтушка» — так ласково-покровительственно говорят дирижеры. Немного больше обычной скрипки, он и в физической силе нуждается большей, и растяжки пальцев. «Будешь плохо играть на скрипке — в альтисты пойдешь!» — шутят преподаватели. Хотя в действительности все выглядит иначе; и нужно достаточно долго управляться на скрипке, чтоб иметь возможность перейти на альт...
Помните роман Владимира Орловская «Альтист Данилов» — захватывающий, мистически отстраненный, приключенческо-захватывающий и лирически пронзительный в то же время? «Вторым Я», alter ego музыканта выступает его инструмент — альт. Какой может простужаться или обидеться. Какой врасплох появляется и так же внезапно исчезает. Какой может рассказать всю твою душу, все порывы и намерения.
Мир знает Юрия Башмета — гениального музыканта украинского происхождения, «альта № 1». Внешне немного похожий на Паганини, демонический и мягко иронический одновременно. Он любит повторять: «Альт — это я»; ему, Альтисту, виднее. По крайней мере на японском издании «Альтист Данилова» вмещен его, Башметов, портрет...
Но прежде чем стать Башметом, нужно настойчиво преодолевать длинную дорогу из множества лестницы. Это знал вдохновитель и куратор фестиваля, педагог и исполнитель, доцент Национальной музыкальной академии Дмитрий Гаврилец; это понимало жюри, в составе которого, — И. Щербаков, Бы. Которович, М. Чембержи, другие знаменитые музыканты. Это в свое время понял Зенон Дашак, имя которого носит конкурс — выдающийся исполнитель, который первым начал выкладывать альт в Киевской консерватории, в составе струнного квартета объездил много стран, долгое время возглавлял Львовскую государственную консерваторию.
Не ошибусь, если скажу; для юных исполнителей киевский конкурс альтистов станет важной ступенькой к мастерству. Лучшие из них, что принимали участие в заключительном концерте, довели: альт — таки действительно солирующий инструмент. Смелый, решительный, властный, способный покорить слушателя. В заключительном концерте под смычком Ольги Жмаевой порвалась струна — и зал терпеливо ожидал, когда поставят новую; звучала «Горная мелодия» Евгения Станковича...
В двух возрастных группах — средней и старшей — высокое жюри нашло возможность дать по четыре диплома. Гран-при получил украинец Игорь Грабовецкий — студент-выпускник из Львова, родного города Юрия Башмета. Другие места распределились так: в средней группе — Уляна Вербовецкая (Украина) и Екатерина Конопелько (Беларусь) — ІІІ место, Ольга Воробьева (Украина) — ІІ место и Устим Жук (Украина) — И место. В старшей группе два вторых места заняли Ярослав Венгер и Ольга Жмаева, статистка Московской консерватории.
Кажется, однако, что наивысшей наградой для молодых музыкантов стала возможность сыграть вместе с Национальным заслуженным академическим оркестром в заключительном концерте. Дирижировал заслуженный артист Украины Виктор Плоскина. Дирижировал замечательно, прекрасно держа достаточно большой состав, производясь из кострубатостями бартоковского концерта. Шкода, Плоскина так редко выступает в Киеве — то ли дирижеров многовато, или оркестров маловато...