
В предпоследний вечер января в клубе «Route 66» Сергей Жадан представил киевлянам очередную попытку синтеза искусств - словесного, музыкального и визуального - проект «Путешественники».
В этот раз партнерами харьковского писателя стала харьковская электронно-этническая группа «Ойра», Андрей Кириченко (музыка) и киевская художественная студия «Антресоля» (видео-арт).
Условно киевский вечер можно было бы назвать «Окончание путешествия», поскольку он стал завершающим этапом всеукраинского тура исполнителей.
Сергей Жадан : «Организовывался этот тур спонтанно - с помощью друзей в разных городах. К сожалению, все мы немножко заняты и вырваться в длинную поездку не имеем возможности. Но очень же хотелось презентовать этот материал. Выступали мы в пяти городах: начали с Харькова, а потом были Днепропетровск, Полтава, Луцк и Киев».
Вообще следует сказать, что сотрудничество Желанная из «Ойрой» насчитывает уже не один год, и не одно выступление. Первые тексты для группы писатель написал, по его словам, лет 12 тому назад. Однако это сотрудничество как-то тормозилось другими проектами, поэтому некоторые из написанных тогда вещей ожидали в своего времени целое десятилетие. Неспешная работа над выходом этого целостного, композиционно продуманного проекта началась около двух лет тому, и вот только теперь он стал готовым для показа более широкому кругу ценителей. И следует сказать, вызывал у них значительный интерес.
Наибольшей интригой вечера, кроме того, как будут звучать все эти инструменты и что они будут играть, была, собственно, возможность такого синтеза. Все, кто занял столики и полностью наполнили зал, хорошо помнили в целом очень удачный опыт выступлений Желанная с «Собаками в космосе», когда динамические тексты получили соответствующее музыкальное сопровождение. Теперь же вызывали заинтересованность, если не настораживающие, слова «электронно-этнический» (особенно второй компонент) в названии группы. Представить себе социальные баллады Желанная, его криминальные эпосы или переосмысленные в той же криминальной стилистике библейские сюжеты (а именно такими были доминанты в последнем этапе творчества писателя, которые, без сомнения, стали одним из наивысших точек его, творчества, достижений), в сопровождении этноинструментов и женского народного вокала было делом не из легких. Слишком уж разнящийся от этого образ сотворил сам Жадан в коллективном сознании своих почитателей. Поэтому атмосфера еще до начала выступления была просто наэлектризована ожиданиями.
Перед началом выступления в зале провели небольшой мастер-класс по красоте с гостями, советы по дизайну, визажа и стильным укладкам. Публика разогрелась и была готова принять любой подарок от непредсказуемого автора эпоса.
Скептики, которые предварительно успели отказать проекту в помощи, должны были переоценить свои взгляды уже по нескольким первым композициям: после первого стиха без сопровождения, каждая следующая композиция постепенно, одна за другой, обрастала звучанием все большего количества инструментов, все более широким эмоциональным диапазоном. В нескольких композициях Жадан даже запел, а в одной исполнил соло на каком-то экзотическом инструменте.
Сквозной темой проекта, откуда и название, стала тема путешествия. И не важно, было это буквальное морское путешествие или символическая внутренняя, атмосфера преодоления пути, непременно сопровождаемая в Жаданових стихах со скрытым смыслом и удивлением, в музыкальных решениях была подхвачена и воссоздана очень тонко. И пусть местами внутренняя борьба и динамика текста вырывались за предел музыки, звучали как-то особняком, как-то сбоку, однако такое замедление «путешествия» дало возможность слушателям по-новому посмотреть на поэзию Желанная. Главное, на что заставил обратить внимание именно такое музыкальное сопровождение - это очень тесное переплетение ее философичности с интимностью. Каждый, будь то последний негодяй или первый среди авторитетов, полуживой кочегар или уже мертвый братик - все в Желанная как-то особенно чувствуют жизнь, ее нелепость, но в то же время ее нестерпимую красоту, все, в самой глубокой своей сущности, по-экзистенциализму спокойные, не в зависимости от этого копают они сейчас уголь, или расстреливают конкурентов. Вот это тяжело уловимое глубинное спокойствие, видится, и является тем, что сочетало эти совершенно разные явления слова, музыки и видео в одно целое.
Все же, кто не попал на вечер и хочет убедиться в правдивости всего здесь сказанного, в будущем будут иметь такую возможность. Писатель и музыканты планируют заняться сценической работой, и уже скоро, надеемся, мир увидит их общий диск.
Сергей Жадан на вопрос планируется ли выход проекта студийным диском ответил: «Да, планируется. Более того - в процессе подготовки к выступлениям мы, кроме наших музыкальных вещей, создали параллельные композиции - стихи из минималистичным музыкальным сопровождением. Так что неожиданно выяснилось, что у нас есть материала аж на два диска. Теперь думаем, где и как их выдавать».
А вот, чтобы увидеть калейдоскопические видеоряды от «Антресоли», которые усиливали атмосферу внутренней борьбы, переменчивости стиха и мира, следовало прийти на вечер, потому что они себе места на диске вряд ли найдут.