
В русле празднования 200-летия со дня рождения Тараса Шевченко в Национальном музее литературы состоялся творческий вечер Шевченковского лауреата, прозаика и эссеиста Вячеслава Медведя.
Модератором мероприятия был академик, доктор филологических наук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Юрий Ковалив.
Начался вечер с вопроса что почитать, и продолжился чтением новеллы В. Медведя «Потьма» в исполнении Галины Стефановой - заслуженной артистки Украины. Песенное приветствие - от фольклорного ансамбля кафедры народно-песенного исполнительского КНУКиМ, где научный руководитель кандидат искусствоведения, доцент Елена Скобцова, ученица Народного артиста Украины Станислава Павлюченка.
Поздравили писателя друзья, литературные побратимы Павел Вольвач, Андрей Охримович, Тарас Грималюк, Михаил Бриних, Александр Шокало, Григорий Мищенко, директор издательства «Юниверс» Андрей Савчук и другие.
Очертив несомненные достижения украинской литературы от более давних времен и поныне, Ю. Кузнецов обратился к писателю с просьбой поделиться секретами его мастерства. Почему в жизни литератора бывают длительные творческие паузы? Почему из произведения в произведение главными героями в его произведениях выступают женщины, преобладает женский взгляд на мир?
Шутливо избежав прямых ответов, Медведь заговорил о традиционной несправедливости нашей литературы, которая традиционно попадает «не в то время и не в то место», о том как трудно найти книги с высоким художественным и моральным ключом, об сложившийся в последнее время расхождения художественного слова и стремлений украинской нации к справедливости и добру. По мнению писателя, литературе надлежит глубже проникать в измерения этносуществований, потому что время постмодерных развлечений давно прошло.
Дмитрий Дроздовский, литературовед, опроверг полушутливое утверждение Ю. Ковалива о том, что «к эссеистике прибегают те, которые не могут написать стоящего художественного произведения», и говорил о весомости эссеистичной наработки писателя, об актуальности его теоретических рассуждений, которые обозначают болевые точки национального существования.
Поэт, искусствовед Игорь Лапинский напомнил о личном восприятии романа «Кровь по соломе», что он только впоследствии, после первого прочтения, представляется как грандиозная мыслительная структура. Медведь из тех писателей, для которых языкообразование является важнейшим.
Кто-то из студентов создал словарь неологизмов по его романом, и с этого вышло произведение, которому позавидовало бы и Велимира Хлебникова.
В оригинальный способ заземлил разговор детский писатель Анатолий Качан, напомнив, что он с Николаевщины, как и жена Медведя, откуда писатель щедро черпает сюжеты для своих произведений, а те календари, которые стали параллельным текстом к авторскому произведению в романе «Кровь по соломе», - привычное явление для украинцев, и часто отрывные календари можно отыскать в сундуках и на чердаках покинутых жилищ.
Алексей Микитенко, писатель, журналист говорил о «третьей волне» в мировой цивилизации, в которой как важнейший фактор лидирует информация, а художественный текст, который стремится к «мифологизации» существования, суггестивности, событийной загущенности, может быть всегда понятной обремененному информативностью человечеству. Медведь успешно преодолевает это противоречие, настаивая в первую очередь на языковом богатстве - как жилища народного существования.
Поэт и «по совместительству» земляк Медведя (так как села, где родились, почти рядом) Николай Семенюк рассказал о том шоке, который постиг его, когда однажды просмотрел рукопись романа «Кровь по соломе» и наблюдал необычную для нынешних компьютерных дней технологию прозо-писания, на каких-то карточках, наклеенных на желтоватую дешевую бумагу, микроскопическим чернильным почерком, что его только под лупу разглядишь. Рукопись романа попала в Днепропетровский музей литературы, где хранится рядом с рукописями Подмогильного и Гончара.
Николай Сулима, доктор искусствоведения, заместитель директора Института литературы имени Тараса Шевченко Национальной академии наук Украины, привлек внимание присутствующих к началу 90-х годов прошлого века, когда появился кратчайший в украинской литературе двадцятисеми-страничный роман «Свиней» В. Медведя, а в тогдашней своей рецензии на это произведение обосновал его структурное и философское родство с более давними классическими шедеврами мировой литературы. М. Сулима также пожелал прозаику активнее работать в эпическом жанре, потому что именно в этом он нуждается настоящее время.
На продолжении вечера горела поминальная свеча. Присутствующие на литературных чтениях поминали невинно убитых на Майдане.