
Украина не перестает удивлять мир своими писанкарскими творениями. В чем, в чем, а в этом виде искусства украинцы непревзойденные. Ежегодно узнаем о новых мастерах крашенки, которые создают чудеса на яйце, воссоздавая как старые техники, так и придумывая авторские.
В небольшой, но уютной мастерской в средневековом замке «Сент Миклош», что в поселке Чинадиево Мукачевского района на Закарпатье рождаются удивительные дряпанки, которые выцарапывает мастерица Татьяна Бартош с помощью лупы и лезвия от бритвы.
Дряпанки Татьяны Бартош отличаются от обычной не только выбором сюжетов, но и миниатюрностью росписи и совершенством. Кстати, госпожа Татьяна единственная в мире имеет авторское свидетельство на создание дряпанок.
Мастерица родилась в Сваляве, а с 4-х лет проживает в Чинадиево. После окончания школы поступила в художественное училище на факультет керамики. После училища закончила Львовский полиграфический институт. Большое влеченье имеет к полиграфии, хотя не забыла и керамику. Также занимается графикой и живописью.
В детстве госпожа Татьяна ничего не знала о дряпанках, занималась традиционной для Закарпатья крашенкой, рисовала с мамой обычными красками, фломастерами и капронками, а 15 лет тому, перед Пасхой, технику изготовления дряпанок показала соседка и это ей очень понравилось.
«Когда я училась в институте, — говорит госпожа Татьяна, — моя соседка госпожа Анна, инвалид с рождения, расписывала крашенки традиционным способом, используя натуральные красители из шелухи лука. Поскольку у нее было много времени, то орнаменты у нее постепенно набирали все лучшее качество. Однажды она мне показала свои дряпанки и говорит:
«Попробуй. Может и у тебя что-то получится». Я попробовала, но в самом начале почти ничего не выходило. Это не так легко как кажется, даже если ты художник. Орнаменты были кривые, неаккуратные. Первый год я посвятила крашенке традиционно один день перед Пасхой. На следующий год уже пошло три дня. Поскольку времени на царапание было мало, то царапала только ночью, потому что днем была другая работа. Второй год тоже почти ничего не выходило: руки тряслись, линии были кривые и меня это не удовлетворяло как художника.
Тогда решила, что надо выделять больше времени для этого дела. На третий год на неделю раньше сварила яйца и начала выцарапывать.
Уже кое-что начало выходить. И так из года в год я увеличивала время на дряпанки, пока это не перешло в постоянное занятие. Я начала переходить к объему, передаче света, теней, рефлексов, к портретам. Если удавалось отобразить какой-то образец, это значит в этом году я кое-чему научилась. На второй год брала новые образцы.
Потом начали появляться собственные идеи и так вышло, что сейчас этим занимаюсь целый год. Я попробовала варить яйцо намного дольше и выцарапывать не каким-то острым предметом, а кусочками сломанного лезвия.
И на таком темном, насыщенном фоне есть намного больше возможностей передать полутона в работе.
Любимая тематика мастерицы - портреты, оптические орнаменты и природа, особенно голландские времена года. Раньше мастерица делала копии известных картин, а в последнее время воссоздает собственные картины и портреты людей. На одном яйце появляется до двух миллионов штрихов.
На изготовление одной такой дряпанки уходит почти месяц. Все работы только в одном экземпляре.
Собственные работы хранит в замке «Сент-Миклош», его ее муж Йожеф Бартош взял в аренду на 50 лет.
Мастерица придирчиво выбирает сюжеты для воссоздания их на яйце. Любимыми образцами являются Леонардо, Рафаэль и Микеланджело. Исполняет также собственные произведения. Кроме классических репродукций, поражают ее авторские «Дерево в инее» и «Свеча».
Сложным является процесс подготовки материала к росписи.
Здесь очень важно, как выбрать яйцо, как его варить, где оно хранилось, какая курица снесла, какая скорлупа, какая шелуха лука, какая температура воды, сколько варится, как оно натирается. Иногда правильно сварить тяжелее, чем выполнить портрет. Бывает, что трудно завершить работу технически через непригодное для этого яйцо.
Госпожа Татьяна в своих работах не использует химических красок, а только отвар из шелухи лука и изредка чернила.
Эта краска имеет хороший вишнево-коричневый цвет.
Если подобрать внутренний цвет яйца к этой краске, то эти два цвета очень гармонируют между собой, соединяются. То есть темное яйцо и на нем светлая царапина.
Мастерица выполнила уже свыше пятидесяти оригинальных дряпанок. Ее шедевры находятся в коллекциях почитателей в Венгрии, Германии, Испании, России. Портрет на крашенке подарен боксеру и одному из лидеров Евромайдана Виталию Кличку.
Недавно мастерица вернулась из Марокко, где имела выставку своих крашенок. Это была мировая выставка женщин-умельцев, на которой было представлено 13 стран, но крашенки были только из Украины. В Украине госпожа Татьяна выставляет свои произведения очень редко. Первой была выставка в 2000 году в Ужгороде. Зато крашенки Татьяны Бартош постоянно выставлены на витрине в замке, где почти ежедневно их осматривают многочисленные туристы во время экскурсии.
Мастерица имеет своих учеников, но пока что только по изготовлению традиционных крашенок перед Пасхой, ведь госпожа Татьяна параллельно работает в поселковой Школе искусств как художник.