
Во времени, в котором мы находимся, особенную роль играет культурно-художественная жизнь, в частности изобразительное искусство. Ведь именно в нем состоялись те видоизменения, в результате которых художественный процесс набрал разнообразности творческого волеизъявления. Художники действительно почувствовали, что значит быть независимым ни от кого, как и то, кому послужить своим результатом.
Прежде всего поражает явление, которое распространилось буквально по всем городам и городкам Украины. Идет речь о выходе из выставочных залов на площади и художественные «спуски» - и профессионалов, и мастеров народного творчества, что уже говорить о тех, для кого искусство - заработок...
В то же время не может не поражать и то, что свобода творческого волеизъявления, его диалог с конкретным зрителем остается вне поля зрения искусствоведов, следовательно освещение этого явления в СМИ.
Тем временем хватило бы «свободным художникам» профессионального рассмотрения их труда - что он представляет собой как художественная ценность, на что возлагаться в настоящее время и чего ожидать в будущем. Это касается в первую очередь тех художников, которые стремятся работать не только «для искусства», но и для широкой общественности соотечественников, изобразительность которых имеет национальную расцветку и по содержанию, и по форме выражения. Такая изобразительность существенно влияет на современное художественное развитие, в частности там, где идет речь об обновлении жанра как такового в реалистичной (фигуративной) форме самовыражения. Жанров ведущих, как вот портрет, пейзаж, натюрморт, что больше всего имеют спрос и внимание наших граждан. Именно о натюрморте и будем говорить в дальнейшем. О киевском художнике Николае Скачко, творческое самовыражение которого, его украинство очевидные. Достаточно сопоставить его результат с реалистичными образцами натюрморта прошедшего времени, чтобы почувствовать своеобразный ностальгический шарм со всего того, что выходит из-под кисти художника, - его образный язык сразу касается струн украинской души..
По своим мировоззренческим наставлениям Николай Скачко традиционалист (реалист), непримиримый к космополитическому абстракционизму, и вообще - постмодернизма. Прикладными для него всегда были и есть произведения классические, реалистичные - и более давнего времени, и произведения украинских реалистов недалекого прошлого. Художник считает «труд нынешних абстракционистов бессмысленным делом, изобразительность которых никому не нужна, а потому обречена на забвение».
...Не вчера повелось между художниками - выискивать собственный путь в искусстве в чем-то необычном, новом, модерном. Тем временем почему-то забывается прописная истина о том, что все начинается с традиции... с детства, с такого понятия, как родной край, из национального мировоззрения, из ощущения «своего», а не чужого мира. Только благодаря этому труд художника приобретает неповторимость и самодостаточность, независимо от того, где он родился - в селе или городе.
Николай Скачко - городской человек, но чувственный нерв в его натюрмортах выражен настолько по-украински, что, кажется, он с детства помнит все то, что передано, скажем, в натюрморте «Полевые цветы». Его формально-смысловое решение - как у народных художников, если иметь в виду построение композиции, тождественное с так называемым приемом наяву.
Национальное своеобразие натюрмортов Николая Скачка прослеживается, прежде всего, в семантике «неживой природы», какая близкая и знакомая нам с традиционного быта. По существу, то есть что-то, «что глазам дорого всегда»: засушенные и живые цветы, гончарные изделия, грибы... и, конечно же, бархатцы... Одно слово, духовой ареал, без которого мы, украинцы, не были бы самими собой. Одухотворенными настолько, насколько близлежащий мир видится еще и чем-то ирреальным...
Пластичное моделирование натюрмортов Николая Скачка достаточно традиционное. Художник не стремится стилизовать свой труд под всевозможные «инновации». Зато видится его связь с народным творчеством, традиционными вкусами, в конечном итоге с тем, что искусство должно служить прекрасному, а не уродливому. А поэтому натюрморты Николая Скачка воспринимаются такими идеальными, поскольку олицетворяют неразрывную связь души нашей с таким понятием как родной край, воспетый обычно в песнях. Вспомним: «Чорнобрывцев насеяла мать», песня, которая стала для украинцев близкой и дорогой. А песня о калине...(« Без верби та калини нема України»). А стремление иметь постоянно под окном в селе любимые цветы. Вот натюрморты Николая Скачка с присущего нам, украинцам, пантеизма - одухотворения души нашей с лоскутком родной земли... Об этом свидетельствуют и пейзажи художника. Они простые по своей композиционной структуре, однако у них есть что-то такое, будто мы все это когда-то видели и переживали. То, что всегда бывает с нами, или было когда-то, - родственно со временем и пространством родным.
Индивидуальность Николая Скачка в пейзаже выражена не только в «приеме наяву», но и в искренности чувств. А по большому счету художественная ценность его занятия живописью обусловливается тем, что называется образом души художника. Она присутствует в каждом мазке кисти, проникнутом энергией его души.