What in UA - Новини культури і мистецтва

Народное искусство, как медитация - Олег Грищенко

Архіввиставки / живопис / картина / художник
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 367
10
березня
2015
Народное искусство, как медитация - Олег Грищенко

С 3 февраля по 6 марта в днепропетровском пространстве арта Я Галерея проходила выставка «Процветание. Тепличные условия» Олега Грищенко. Узнаем о том, что было источником вдохновении для художника начиная от «Черного Квадрата» до творчества Михайля Семенка и дедушкиных картин.

«Процветание. Тепличные условия». Это не первый проект, посвященный украинской культурной памяти. Как родилась его идея?

Все началось с создания артбука «Книга чернозема». Он был частью моего оформления прозы Михайля Семенка «Дело о трупе». Идея проекта «Процветания» выросла на основе именно этих двух книг. Почему чернозем? Потому что это - метафора земли, которая во времена репрессий всех поглощала, - трагически и сразу. Поэтому я решил, что страницы в арт-буке должны быть напечатаны черным. Ведь в первой части книги, достаточно ироничной, речь шла о том, как Михайля Семенка убили бойчукисты, потому что когда-то он их горячо критиковал, а вторая часть повествовала, как чекисты убили и бойчукистов, и самого Семенка.

Процветание. Тепличные условия, Олег Грищенко

Следующим шагом к «Процветанию» была инсталляция «Память зерен» в проекте Memoria (2013) - в котором ты участвовал вместе с французскими художниками в рамках программы МEMORANDUM?

Да, в том проекте состоялись зерна, но я не думал сначала, что он концептуально будет иметь продолжение. Проект «Память зерен» базировался на проблеме украинского авангарда и 100-летии Черного Квадрата Казимира Малевича. В этом проекте шла речь о тех зернах, которые имели потенциал для дальнейшего прорастания, но в результате репрессий не смогли этого реализовать. В конечном итоге я обошел процесс прорастания и, все же, перешел к цвету. Так в 2014-ом появились цветы.

Процветание. Тепличные условия, Олег Грищенко

Которые также являются символами? В проекте «Процветание» (2014) - о чем говорят они?

Вообще символы, с которыми я работаю, являются очень широкими, и я не хочу никак их ограничивать.

С образами цветов возникает огромное количество ассоциаций. Но суть - в самом образе цветка, без привязки к какой-то символике. Это может быть символ цвета: он может опасть, его можно сорвать или после него могут появиться плоды. То есть, каждое произведение - потенциал на дальнейшую жизнь.

Возможно, кому-то экспозиция проекта «Процветания» могла показаться ироничной, учитывая общественно-политический климат в стране. Но в ней есть убеждение, что необходимо просто работать. Поэтому неслучайно экспонировались не только полотна, но и матрицы. Эти формы - свидетельство той тяжелой работы, только после осуществления которой можно наслаждаться результатом. Кстати, форм всего было 23, как и лет независимости Украины. Несмотря на то, что они экспонировались черными, они, прежде всего, являются просто формами, над которыми надо было хорошо поработать, что бы достичь определенного результата. В этом есть не только мой творческий принцип, но и жизненный. Даже если ты не доживешь до этого результата, то до него доживет кто-то другой: если не тебе повезет, то обязательно кому-то другому.

Процветание. Тепличные условия, Олег Грищенко

Откуда у тебя такой интерес к флористическим мотивам?

Все мое творчество строится на наследстве, которое я имею от семьи. И от моего окружения. Например, одна из основ Стены (проект «Украинская стена», PinchukArtCentre, 2013) - это картина моего дедушки, идеалистичный пейзаж. Дедушка рисовал как непрофессиональный художник. На эту картину я смотрел с детства. Эта картина - своеобразная кодировка едва не на всю жизнь. Она висела у меня над кроватью в комнате, и целый день я находился там и смотрел на нее. Вероятно, потому в моем творчестве есть привязка именно к пейзажам. В селе мы имеем земельные участки, которые просто стоят, и я заметил, что для них люди не нужны. Ботаника очень быстро занимает это пространство!

Как ты считаешь, насколько важно народное творчество в жизни украинца?

Народное искусство является своего рода медитацией, и в наиболее трудные времена оно оставалось стержнем для народа. Ведь иногда происходят такие события, которые могут выбивать из колеи, и человек все равно продолжает рисовать. Культурная линия всегда держит, чтобы там не происходило на политической арене. Например, свои цветы я создавал не с натуры, а на основе образцов народного искусства. Это своеобразное поддержание культурной тропы. У человека всегда есть желание что-то перерисовывать.

Процветание. Тепличные условия, Олег Грищенко

Поневоле мы подошли к нынешнему днепропетровскому проекту «Процветание. Тепличные языки». Он продолжает концептуально и «Память зерен», и «Процветание»?

Да, мне нравится, когда проект живет. То есть основной концепт, но он может варьироваться, например, «нарастать». В целом, этот процесс у меня происходит интуитивно и полностью естественно. Серия бумажных работ, которые являются ядром экспозиции «Процветания. Тепличные условия» - это серия, которая создавалась параллельно с полотнами к «Процветанию» (2014) и превратилась в самостоятельный арт-продукт. Такой подход, я считаю, раскрывает другое виденье предыдущего проекта.

Сейчас проект цветет, но цикл должен замкнуться?

Сейчас цветет, но что будет дальше. Сейчас я работаю над этим. Конечно, цикл должен замкнуться. Все должно быть логично и естественно, идти своей колеей. Ведь все мои проекты и все, что я делаю, балансирует между замыслом и естественной потребностью в творчестве.

А также самой природой. Продолжаешь ли ты свои художественные эксперименты на плэнере?

Да, я занимаюсь творчеством на природе, пытаюсь делать «дуэт». Это кое-что пафосное слово, больше мне нравится «диалог», который возникает между природой и моим творческим процессом. Я преднамеренно выбираю бумагу больших форматов, чтобы его было трудно контролировать. Бывает, я рисую пейзаж, а в этот момент идет дождь или снег, или ревет ветер. Тогда можно снег использовать, например, вместо воды. Однажды я сделал так работу, потом этот же снег перенес на другой рисунок, а когда принес его домой - снег растаял, и все превратилось в другое дело. Такие эксперименты имеют еще одну сторону: когда я работаю с окружающей средой, изображаю ее с помощью его же средств, в природе остается часть моего творчества. Последнее такое путешествие, во время которого я рисовал вместе с природой, было в Карпатах.

Есть ли в твоих планах создания художественного проекта на основе подобных плэнеров?

Да, думаю, что именно с этого путешествия и будет проект. Да и вообще, в моем творчестве я наблюдаю два параллельных направления: концептуальные проекты и плэнеры. Но для того, чтобы они не противоречили друг другу, я пытаюсь балансировать между ними. Думаю, карпатский проект будет одной из попыток такого баланса.

Культура и искусство продолжают развиваться, появляются новые имена и таланты. Предлагаем познакомится с молодой талантливой художницей Дунева Елена Игоревна. У Елены есть свой сайт http://art-elena.com.ua/ на котором выставлены ее работы, это и графика, и живопись, и иллюстрации, а также художественная роспись стен, такая себе Арт мастерская. Елена автор шести научных публикаций в области истории и теории искусства. Дунева Елена провела 6 художественных выставок, получила награды и премии, является победителем Всеукраинского фотоконкурса 2011 года, победитель конкурсов плакатов и иллюстратор трех поэтических сборников. Свои картины Елена выполняет в разных техниках и жанрах выбирая тематику философско-эстетического видения мира.

Иван Котляревский - гений хранитель украинской культуры и истории
Модерн - стал модным трендом современного дизайна
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
«Сейчас»: современное искусство Белоруссии
«Сейчас»: современное искусство Белоруссии
Украинское народное творчество в натюрмортах Николая Скачка
Украинское народное творчество в натюрмортах Николая Скачка
Фотография как цифровое искусство
Фотография как цифровое искусство
Дорогое искусство соцреализма
Дорогое искусство соцреализма
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Декоративно-прикладне мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
Останні записи
  • Квіти, що вразили Пікассо: ексклюзивна арт-екскурсія світом Катерини Білокур
  • Виставка «Хліб» – сакральне й буденне, культурний код та метафора буття
  • Гурт ТІК, The Кум & Просто Енджі, Yurcash, Тетяна Власова, Юрій Строкань, Татуся Бо: «НаШапку» анонсує зірковий грудень у Pepper's Club та Docker-G
  • «Вишиванка» - нова музична відео робота про Збройні Сили України від співачки Охтирчанка
  • МʼЯТА презентує “На нервах”: музична історія крихкості та незламних почуттів
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.