Концерты по произведениям этого композитора не часто можно увидеть на музыкальных афишах Киева. Но если повезет, и ты, узнав о концерте, решишь погрузиться в странный мир Шнитке, лучше подумать об этом предварительно — количество сторонников творчества композитора может шокировать привычного к горсточке публики в традиционных академических собраниях.
Так и на прошлой неделе премьера «Реквиема» Альфреда Шнитке в исполнении хора, солистов и оркестра Детского музыкального театра под руководством Анжелы Маслениковой собрала очень большую аудиторию, став настоящим событием музыкальной жизни столицы.
Альфред Шнитке — композитор с иностранным именем, но русско-советским «прошлым». Его музыка стала чем-то средним между сложной авангардностью ХХ века и простой гениальностью, характерной для всех эпох. Работая в разных стилях и направлениях, он никогда не создавал свою отдельную музыкальную технику для помощи в восприятии — «... Когда вы пишите свое произведение, вы строите целый мир... Пусть слушатель сам решает, что он понимает, а что нет». И слушатель, как ни странно, всегда все понимает.
«Реквием» был создан Шнитке в 1975 году как музыка к драме Ф. Шиллера «Дон Карлос». Среди многих существующих вариантов жанра реквиема Шнитке избирает канонический — со средневековым латинским текстом, но... послушайте его оркестр — орган, фортепиано, ударные, электрогитара, бас-гитара... В премьерном выполнении слышалось и сопоставление эпох, и особенный трагизм произведения. Этот «Реквием» в Киеве уже звучал неоднократно — в исполнении капеллы «Мысль», хору им. Б. Лятошинского и даже на консерваторных государственных экзаменах, потому слушателям было с чем сравнивать. Признаем: сравнение будет в интересах Детского музыкального.