What in UA - Новини культури і мистецтва

Везучий Тербрюгген

Архіввиставки / живопис / музей / художник
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 327
17
грудня
2010
Везучий Тербрюгген

Шедевр живописи XVII века, полотно голландского живописца Хендрика Тербрюггена «Концерт» воры после ограбления Черниговского художественного музея просто... выбросили.

Директор Черниговского художественного музея Ирина Ральченко считает, что тогда, в 1997 году, когда злоумышленники вынесли из музея десять или не самых ценных экспонатов, какая-то высшая сила сохранила для Чернигова эту картину, что, несомненно, может украсить любой музей мира.

— Эта работа — современница Рембрандта и Брейгеля, Ван Дейка и Рубенса, — говорит Ирина Ральченко. — Рубенс называл автора этого полотна, Хендрика Тербрюггена, — единственным голландским живописцем. В Украине, кроме Чернигова, больше работ Тербрюггена нет. На территории прежнего Советского Союзу есть еще две картины этого голландца — одна содержится в Эрмитаже, вторая — в Иркутске.

Тербрюгген: забвение и слава

За улыбающимися лицами музыканты «Концерта» спрятаны много тайн. Но нарисованные музыканты молчат. При них рассказывают искусствоведы.

Хендрик Тербрюгген, голландский живописец (1587/88-1629), принадлежал к школе выдающегося итальянского мастера Караваджо, учиться в которого убежал из дома пятнадцатилетним подростком. В музеях и художественных собраниях мира сохраняется приблизительно 80 его работ.

— Для караваджистов характерное обращение к бытовым сюжетам, — говорит Ирина Кальченко. — Таких, например, как наш «Концерт». Их в то время писало много голландских художников. В частности и современники Тербрюггена — Теодор Бабюрен, Герард Ван Хонд Хорст, какие жилы и работали рядом с ним в Утрехти. Тербрюгген не был мастером композиции. Но он отличается от всех других своих коллег живописью, замечательной живописью с самыми тонкими нюансами цветов. Поэтому мы и говорим о нем как о единственном живописце, которому в тот период не было равных в игре света и тени и динамике работы.

Художник имел сложный характер, пятеро детей и, в отличие от многих своих коллег, почему-то не очень хорошо умел договариваться о дорогих заказах. Он продавал свои картины на рынке в Амстердаме, центре международной торговли. Оттуда полотна лучшего живописца кучке развезли по всему свету.

После смерти Тербрюггена о нем забыли более чем на триста лет. Заинтересовались мастером лишь в начале XX века. А уже в 1952-ом в Амстердаме решили провести выставку голландских караваджистов, их работы свезли из многих музеев мира. Вот здесь и взошла звезда Тербрюггена. В пораженных его работами ценителей живописи вроде бы открылись глаза, и вокруг имени мастера начался безумный ажиотаж. Его работы продавали дороже полотен Рубенса. А между тем в Украине...

«Помещичье отребье»

...Картина Тербрюггена «Концерт» лежала в куче торфа, и ее собирались выбросить на мусорник. В настоящий момент уже невозможно полностью возобновить всю историю этой картины, которая была написана в 1626 году, за три года до смерти художника. Кому она принадлежала, чье жилье украшала, какие семейные драмы перед ней проходили? Вот здесь молчат и музыканты, и искусствоведы. Известно лишь, что в 20-ые годы прошлого века она сохранялась в музейном фонде в Ленинграде, куда свозили картины из разграбленных пролетариатом и крестьянством имений и особняков, как тогда говорили, «кровососов» — помещиков и капиталистов. Но в годы Великой Отечественной войны музейные книги не сохранились, поэтому в настоящий момент невозможно сказать, кому принадлежал «Концерт».

За воспоминаниями работников музея, в 1928 году он попал в Прилуки. Директор местного музея имел определенные связки с фондом, поэтому и выпросил несколько работ для пополнения экспозиции. Ну а дальше была война...

Рассказывает искусствовед Светлана Васильевна Ключник, женщина, благодаря энтузиазму которой в Чернигове был открыт Тербрюгген:

— Директор Прилуцкого музея перед отступлением немцев перенес эти работы в сарай, где спрятал. Но поскольку он работал при оккупантах, его сразу после освобождения города арестовали. Новым директором назначили некомпетентного человека. В то время к предметам быта помещиков относились с пренебрежением. Картины из имений считали помещичьим отребьем. Поэтому этот директор начал писать в Министерство культуры письма, чтобы ему позволили списать это «отребье».

А поскольку он писал несколько раз, то из министерства поступило указание работникам Черниговского исторического музея проверить это. Поехали завотделом периода капитализма Иван Иванович Едомаха и главный хранитель фондов Василий Иванович Мурашко. Увидено их шокировало: картины стояли в сараи, присыпанные торфом и мусором. Первое, что они вытянули из той кучи, был «Кобзарь при дороге» Льва Жемчужникова, тот же, что в настоящий момент украшает музей Украинского искусства, а тогда считался исчезнувшим. Когда начали разглядывать другие работы, то увидели там и Голландию, и Францию, русское и украинское искусство. Два железнодорожных вагона загрузили тогда экспонатами. Среди спасенных предметов искусства был и Тербрюгген. Картина настолько плохо сохранилась, что специалист по Третьяковской галереи, которого пригласили осмотреть находку, назвал ее плохой копией из Караваджо. А когда реставратор смыв слой старого лака, открылась замечательная живопись, которая могла принадлежать лишь выдающемуся мастеру.

Возрожденный шедевр

Светлана Васильевна начала поиски. К ее рукам случайно попал буклет с работами голландских живописцев, среди которых был портрет кисти Тербрюггена.

— Его манера живописи, манера трактовать лицо настолько была похожа на нашу картину, что мы начали искать именно в этом направлении, - вспоминает искусствовед. — Я нашла образцы подписей художника и искала его автограф на полотне. Когда уже в сотый раз подходила к этой картине, ко мне подошел почти слепой мальчик, и спросил, что я ищу. Я ответила. Тогда он говорит: «Хотите, я найденыша». Я сказала: «Попробуй, сделаешь большое открытие». И мальчик почти без паузы показал подпись Тербрюггена на деке клавесину, который изображен в центре полотна. Там было написано Хендрик Тербрюгген, 1626 год.

Чтобы удостовериться, что это не копия, Светлана Ключник решила проконсультироваться с ленинградскими специалистами.

— Василий Мурашко тогда мне сказал, что я ненормальная женщина, и как, мол, со мной мужчина живет. Потому что я запаковала эту работу в ящик, сдала ее, как обычную вещь, в багаж, села в тот же поезд и приехала в Ленинград. Меня уже ожидали знакомые в Русском музее, и началось исследование. Под рентгеном за верхним слоем живописи мы увидели следы авторских поисков, что невозможно для копии. Музыка с бокалом, который заглядывает в декольте, сначала смотрел на зрителя, потому что женщина внутри была мужчиной в амбарчике. Ее крепкие руки до сих пор напоминают об этом.

Работу долго реставрировали. А в 1989 году «Концерт» Тербрюггена впервые появился перед публикой. Он был «звездой» на выставке «Возрожденные шедевры» в Москве.

Миллионы в росе...

Ограбление Черниговского художественного музея в 1997 году стало одним из самых резонансных преступлений последних лет в городе. Неизвестные злоумышленники отключили сигнализацию, пробрались к музею, связали сторожа и вынесли 10 экспонатов произведений искусства западноевропейской и отечественной живописи и скульптуры. Специалисты оценивали стоимость похищенного в сотне тысяч, если не в миллионы долларов по аукционным ценам. Об ограблении «известил» «Концерт». Директор музея, который шел утром на работу, увидел его на газоне у дверей ограбленного заведения культуры.

Почему грабители выбросили «Концерт»? Ведь он был самым ценным с того, что они могли украсть. Сегодня стоимость работ Тербрюггена оценивается огромными суммами. Например, по информации Портала коллекционеров, на аукционе Сотбис картина мастера «Лютнярист и девушка», которая является украшением коллекции малых голландцев, оценивается в 3-4 миллиона долларов США. Иначе как счастливым случаем ошибку воров не назовешь. Другие похищенные художественные ценности так до этого времени и не были найдены.

Интересная деталь: именно после этого ограбления была проведена еще одна реставрация картины. И она сделала подпись «Тербрюгген» еще более четкой. Второе ограбление музея в 2000 году, после которого милиции удалось задержать грабителей и повернуть украденные полотна, чудом обошло «Концерт».

Все эти перипетии происходили, когда Тербрюгген находился в запасниках музея. Но наконец в августе этого года коллекцию западноевропейского искусства выставили в Черниговском художественном музее. В отремонтированном зале музея «Концерт» занял достойное место. Отныне каждый черниговец или гость города может полюбоваться настоящим шедевром наилучшего живописца Голландии XVII века. Шедевром с такой необычной, полукриминальной историей.

Валерий ЛИТОВЧЕНКО Анна ТРАВИНЦЕВА

Монография с прицелом на будущее
Николай Басков руководил распределением призов на «Славянском базаре»
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні коментарі
Фантастика Форума
  • GustavoNig » Легко ли быть наблюдателем, когда вокруг творится зло и нельзя вмешаться, навести порядок, защитить? Главный...
Украина победитель Евровидения 2016
  • Stasya » Хто з 2022 року? У 2016 ми ще не знали, що знову виграємо Євробачення!
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.