
Вадим Мулерман планирует в Харькове открыть Центр эстрады, фестивалей и фокусов. Исполнитель известных советских шлягеров вернулся в родной Харьков из Америки и планирует открыть единственный в Украине Центр эстрады, фестивалей и конкурсов.
Родители города уже пообещали нанять блудного сына на конкретную работу, а директор Оперного театра Георгий Селихов дал «добро» на временное убежище под крышей своего роскошного заведения. Автор идеи также рассчитывает на получение небольшого стартового капитала, но в будущем, похоже, готовый положиться на силы собственного коллектива.
Приезд Мулермана в Харьков сразу же разбудил в памяти заинтригованных горожан старшего возраста волну бурных воспоминаний. И в самом деле, кто из них не возвращался домой, мурлыкал себе под нос «Последнюю электричку», или не поднимал настроение любимой под веселые ритмы припева «Хмурится не надо, Лада»? Заводные же хиты «Обыск не играет в хоккей» и «Как хороший быть генералом» и в настоящий момент продолжают бодрить дух при первом же аккорде. У музыковедов на этот счет свое мнение. Говорят, если бы Мулерман за всю свою жизнь пропел лишь одну песню — «Хромой король», то уже благодаря ней вошел бы в историю как легенда советской эстрады 60-х годов.
С приездом Вадима Иосифовича домой стали наконец известные подробности его отъезда. Тогда ходили слухи, что любимец судьбы не справился с ощущением меры и поехал в США за длинным «рублем». Певец эту версию категорически отрицает. Говорит, что его жизнь проходила в форме бесконечных концертов, он собирал стадионы зрителей, потому и получал втрое больше, чем, скажем, рядовой инженер. Разговоры же о мулермановской ненасытности могли появиться потому, что певец стремился внедрить в Союзе западную схему получения гонораров из выпущенных пластинок. Даже представить трудно: три миллиона пластмассовых дисков — и ни одного процента исполнителю. В то время, когда авторы слов и музыки таки получали свою часть. Нервы сдадут при таких обстоятельствах у кого угодно.
И все же в настоящую немилость к власти, по словам Мулермана, он попал не по материальной, а по национальной причине. «В 1971 году меня «закрыли» потому, что я ввел в свой репертуар не только песни бардов, но и еврейские песни, — сознается он сегодня в своих многочисленных интервью. — Почему-то можно было петь на украинском, калмыцком, грузинском, но только не еврейском. Я не покорился такой установке, за что и был наказан. Нет, меня никто не склонял к эмиграции. Но создали вокруг моего имени такую атмосферу, что работать я не мог. То есть лишили контакт с зрителем, убрали из всех концертов, не выпускали в эфир».
Шанс покинуть страну появился достаточно неожиданно. Харьковский композитор Борис Шапиро пригласил Мулермана в США на свой юбилейный концерт. То был 90-й год, то есть период горбачевской оттепели, потому певца выпустили без проблем. И он решил не возвращаться. В Америке господин Вадим, к своему полному изумлению, тоже стал свидетелем собственной популярности. Кассеты с записями песен в его выполнении бойко расходились по 18—20 долларов за штуку. Но поскольку записи были пиратскими, певец опять остался с носом. Не зная, на кого подать иск, он запретил продавать этот товар вообще. Сегодня же мечтает собрать как можно больше материала и где-то в следующем году выдаст одновременно собственный CD-диск и кассету. То есть устроит себе еще и творческое возвращение на Родину.
За океаном у известного харьковчанина тоже не опустились руки. Сначала он открыл детский музыкальный театр, а впоследствии «переключился на отдельных учеников, уже профессионалов, которым помогал совершенствовать сценическое мастерство». Нескольких своих подопечных должно намерение «вести» и дальше. Правда, за счет собственного отпуска.
На новом этапе жизни Вадим Иосифович выглядит полностью успешным мужчиной. Причем не только из творческой, но и семейной точки зрения. Его второй жене Светлане столько же лет, сколько старшей дочке — Ксении. То есть — 33. Во втором браке Мулерман имеет тоже девочек: шестилетнюю Маринку и совсем крошечную Эмиле. Словом, как раз тот случай, когда есть смысл вернуться к бурной карьере с новой силой.
Харьковский театр эстрады под патронатом экс-звезды будет перестраиваться сразу в двух направлениях. С одной стороны, здесь профессионально будут готовить молодых исполнителей к выходу на большую сцену. А из другого, будут проводить разного рода творческие мероприятия. Например, эстрадные фестивали и конкурсы. Кстати, Центр именно с таким направлением деятельности является как раз той нишей, что в слободской столице пустует давно и безнадежно. В городе и поныне работают сразу три высших учебных заведения, выпуская в мир хорошо подготовленных певцов и музыкантов. Но при этом и до сих пор не появились профессионалы, которые бы заботились об их «раскрутке». Как результат, молодежь, в лучшем, случаю убегает в более благополучных Киев и Москву, а в худшем — устраивает «нищенские» концерты в переходах метро. Ребята и девушки говорят, что хотя бы таким способом имеют возможность выступать перед публикой и зарабатывать деньги. Соберется ли хотя бы небольшая часть из них под крышей Мулермана, сегодня сказать трудно. Но по крайней мере теперь появилась надежда.
Лариса САЛИМОНОВИЧ