
С 13 сентября по 25 ноября 2012 года в Национальном центре народной культуры "Музей Ивана Гончара" проходит новый выставочный проект "Наивные", посвященный украинским художникам, какие в тот или другой период своего творчества испытали влияние наивного (народного) искусства.
Среди авторов - Мария Синяк, Виктор Пальмов, Анатолий Сумар, Татьяна Яблонская, Виктор Гонтарев, Петр Гончар.
Проект осуществляется в сотрудничестве с Национальным художественным музеем Украины и Дирекцией выставок Национального союза художников Украины. Организаторы выражают благодарность Дмитрию Горбачеву, Глебу Ивакину, Евгению Карасю, Лидии Лихач, Алле Маричевський и Анне Сумар, а также Анне Вивчар, Юлии Литвинец и Константину Солонину при содействии его организации.
Выставка будет длиться выставка до 25 ноября.
«Наиболее продолжительным является течение украинского искусства ХХ века»
От начала ХХ века категория наивного вторглась в область профессионального искусства. Пикассо, устраивая 1908 году показательную вечеринку в честь Таможенника Руссо, с присущим ему ощущением времени только зафиксировал тенденцию, которая стала реакцией на требовательность и избранность главных стилей века предыдущего, - реализма, академизма, символизма и тому подобное. Гоген, Миро, Клее, Дюбюффе, Шагал, Ларионов и Гончарова - самые известные, творчество которых вцелом или же частично испытала ее влияние. Ольга Лагутенко продолжает ряд именами Михаила Бойчука (заметим - школа этого мастера, произведения которого за незначительными исключениями практически не сохранились, требует особенного выставочного исследования), Давида Бурлюка, Марии Синяка, Бориса Косарева, Василия Пичеты, Василия Ермилова и делает важный вывод: «Неопримитивизм стал наиболее продолжительным течением в украинском искусстве ХХ века».
Из этого перечня в состав выставки «Наивные» вошли четыре акварели Марии Синяка (1890 - 1984) - художницы, творчество которой находится на пересечении общественных и личностных сдвигов, эпох, границ. Ее яркий краснополянский цикл традиционно приобщают к авангарду - явлению типично городской, урбанистической культуры, однако в нем так много крестьянской поэтики, что жители окружающих сел, по легенде, иногда похищали их и украшали ими свои сундуки. Под воздействием близлежащих событий изменяется тематика листов художницы - так в искусстве средневековья левую часть триптиху с изображением рая уравновешивали картины ада правой. «Бомба» (1916) приобретает символическое звучание еще и учитывая библейскую трактовку сцены, в которой смертоносное оружие набирает рис кометы, которая сеет несчастье, а обнаженные фигуры - первых людей, которых ангел наказывает изгнанием. в 1922 году Синяк переезжает в Москву, чтобы остальную свою долгую жизнь провести за пределами родины (вспомним - этого же года страну навсегда оставляет Бурлюк, который имел незаурядное влияние на формирование взглядов художницы и часто посещал ее в Красной Поляне, что под Харьковом).
С Бурлюком пересекся путь и другого художника - Виктора Пальмова (1988 - 1929), впоследствии лидера украинского неопримитивизма следующей декады. Вначале 1920-х они путешествуют Японией, а уже 1924-о по приглашению ректора Киевского художественного института Ивана Врони Пальмов приезжает в Киев. В воспоминаниях Сергея Григорьева, тогдашнего студента института, он появляется «крепким, с тяжелой поступью, мужчиной, более похожим на храброго моряка, уверенного в себе», а еще высокообразованным почитателем новой поэзии, в частности Владимира Маяковского, с которым был в дружеских отношениях. Незадолго до неожиданной смерти творчество художника приобрело особенную интенсивность, о чем свидетельствует сборник Национального художественного музея Украины, из которой на выставке демонстрируется шесть полотен.
1959 году в своей киевской «комнате художника», что на Владимирской, Анатолий Сумар (1933 - 2006) создает «Нахабино» и «Улицу Ленина». Стремясь наверстать потерянное страной время - годы предвоенного, военного и послевоенного лихолетья - он смело экспериментирует со стилем, формой, содержанием. В отмеченных произведениях главным средством художественной выразительности является непритязательная, похожая на детский каракуль линия, окрашенная чистыми открытыми цветами. Олег Сидор-Гибелинда написал, что картины Сумара были и остаются картинами свободного человека. Соглашаясь с этой мыслью, прибавим - отечественное искусство знает немного примеров такой творческой раскованности, какую можно отыскать в этих и других трудах художника.
1963 году власть страны публично осуждает художника как такого, кто «долгое время нагло будет популяризировать формализм и сам подражает абстракционистам». На волне огласки жилища Сумара посещают многочисленные представители творческой интеллигенции, в частности уже известная на то время Татьяна Яблонская (1917 - 2005). Вклад последней в развитие украинского искусства является неопровержимым, и все же шаг, который она делает впоследствии, трудно переоценить. В свои полотна середины 1960-х Яблонская привносит мир народной жизни с его темами, условностью и декоративностью, открывая творческий метод, который не потерял актуальность и сегодня. Художница не скрывает своего мастерства и высокой профессиональной культуры - ее полотна убедительно свидетельствуют о возможности сочетания коллективного и индивидуального, традиционного и модерного, национального и универсального.
Яблонская указала путь для дальнейших стилизаций народного, среди которых главное место занимают труды харьковчанина Виктора Гонтарива (1943 - 2009). Творческая эволюция художника характерна для поколения семидесятников (не последнего «белого пятна» ли на карте современного украинского искусствоведения) - на выставке она пролегает от «Осеннего базара в Седневы» (1982) до рассвета« (2003). Острая социальность и скрытый драматизм, а, кое-где, и реализм первых работ уступают местом понадчасовой поэзии, свойственной народной картине. Отдельно следует назвать пейзажи Гонтарива, в которых воспоминания детства переплетаются с реальными впечатлениями от украинского села, а мечты - с близлежащей действительностью.
Завершают корпус произведений, выбранных для выставки «Наивные», полотна Петра Гончара (*1949) - одного из основателей и активного участника известного в 1990-х группировка «Братство Пр. Алипия». Трудно назвать другого современного украинского художника, в творчестве которого эстетика наивного достигла бы такой программной и последовательной реализации. Осуществляется она на трех уровнях - изобразительном, знаковом и вербальном. При последнем слове украинской народной песни «Ой бряцнули ключи». (2008) перебирают на себя остальные признаки традиционного занятия живописью и говорят сами с себя, формируя не только композиционный, но и образный строй картины. Подобное встречаем только в концептуальном искусстве 1960-х годов, в Гончара же этот универсальный прием получает новую, национальную расцветку.
На сломе 1980 - 1990 - х элементы наивного заняли важное место в произведениях представителей так называемой новой украинской волны, а впоследствии - у художников последнего, самого молодого поколения. Его авторы смело смешивают категории высокого и низкого, иллюстрируя тезис, что о серьезном и сложном можно рассказывать просто и нехитрый, нередко с юмором. Их творчество также заслуживает отдельного внимания и, надеемся, станет темой нового выставочного проекта.