What in UA - Новини культури і мистецтва

Выставочный проект «Наивные»

Архіввиставки / живопис / художник
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 393
11
жовтня
2012
Выставочный проект «Наивные»

С 13 сентября по 25 ноября 2012 года в Национальном центре народной культуры "Музей Ивана Гончара" проходит новый выставочный проект "Наивные", посвященный украинским художникам, какие в тот или другой период своего творчества испытали влияние наивного (народного) искусства.

Среди авторов - Мария Синяк, Виктор Пальмов, Анатолий Сумар, Татьяна Яблонская, Виктор Гонтарев, Петр Гончар.

Проект осуществляется в сотрудничестве с Национальным художественным музеем Украины и Дирекцией выставок Национального союза художников Украины. Организаторы выражают благодарность Дмитрию Горбачеву, Глебу Ивакину, Евгению Карасю, Лидии Лихач, Алле Маричевський и Анне Сумар, а также Анне Вивчар, Юлии Литвинец и Константину Солонину при содействии его организации.

Выставка будет длиться выставка до 25 ноября.

/art/naivnie2.jpg Наивные«Наиболее продолжительным является течение украинского искусства ХХ века»

От начала ХХ века категория наивного вторглась в область профессионального искусства. Пикассо, устраивая 1908 году показательную вечеринку в честь Таможенника Руссо, с присущим ему ощущением времени только зафиксировал тенденцию, которая стала реакцией на требовательность и избранность главных стилей века предыдущего, - реализма, академизма, символизма и тому подобное. Гоген, Миро, Клее, Дюбюффе, Шагал, Ларионов и Гончарова - самые известные, творчество которых вцелом или же частично испытала ее влияние. Ольга Лагутенко продолжает ряд именами Михаила Бойчука (заметим - школа этого мастера, произведения которого за незначительными исключениями практически не сохранились, требует особенного выставочного исследования), Давида Бурлюка, Марии Синяка, Бориса Косарева, Василия Пичеты, Василия Ермилова и делает важный вывод: «Неопримитивизм стал наиболее продолжительным течением в украинском искусстве ХХ века».

Из этого перечня в состав выставки «Наивные» вошли четыре акварели Марии Синяка (1890 - 1984) - художницы, творчество которой находится на пересечении общественных и личностных сдвигов, эпох, границ. Ее яркий краснополянский цикл традиционно приобщают к авангарду - явлению типично городской, урбанистической культуры, однако в нем так много крестьянской поэтики, что жители окружающих сел, по легенде, иногда похищали их и украшали ими свои сундуки. Под воздействием близлежащих событий изменяется тематика листов художницы - так в искусстве средневековья левую часть триптиху с изображением рая уравновешивали картины ада правой. «Бомба» (1916) приобретает символическое звучание еще и учитывая библейскую трактовку сцены, в которой смертоносное оружие набирает рис кометы, которая сеет несчастье, а обнаженные фигуры - первых людей, которых ангел наказывает изгнанием. в 1922 году Синяк переезжает в Москву, чтобы остальную свою долгую жизнь провести за пределами родины (вспомним - этого же года страну навсегда оставляет Бурлюк, который имел незаурядное влияние на формирование взглядов художницы и часто посещал ее в Красной Поляне, что под Харьковом).

С Бурлюком пересекся путь и другого художника - Виктора Пальмова (1988 - 1929), впоследствии лидера украинского неопримитивизма следующей декады. Вначале 1920-х они путешествуют Японией, а уже 1924-о по приглашению ректора Киевского художественного института Ивана Врони Пальмов приезжает в Киев. В воспоминаниях Сергея Григорьева, тогдашнего студента института, он появляется «крепким, с тяжелой поступью, мужчиной, более похожим на храброго моряка, уверенного в себе», а еще высокообразованным почитателем новой поэзии, в частности Владимира Маяковского, с которым был в дружеских отношениях. Незадолго до неожиданной смерти творчество художника приобрело особенную интенсивность, о чем свидетельствует сборник Национального художественного музея Украины, из которой на выставке демонстрируется шесть полотен.

1959 году в своей киевской «комнате художника», что на Владимирской, Анатолий Сумар (1933 - 2006) создает «Нахабино» и «Улицу Ленина». Стремясь наверстать потерянное страной время - годы предвоенного, военного и послевоенного лихолетья - он смело экспериментирует со стилем, формой, содержанием. В отмеченных произведениях главным средством художественной выразительности является непритязательная, похожая на детский каракуль линия, окрашенная чистыми открытыми цветами. Олег Сидор-Гибелинда написал, что картины Сумара были и остаются картинами свободного человека. Соглашаясь с этой мыслью, прибавим - отечественное искусство знает немного примеров такой творческой раскованности, какую можно отыскать в этих и других трудах художника.

1963 году власть страны публично осуждает художника как такого, кто «долгое время нагло будет популяризировать формализм и сам подражает абстракционистам». На волне огласки жилища Сумара посещают многочисленные представители творческой интеллигенции, в частности уже известная на то время Татьяна Яблонская (1917 - 2005). Вклад последней в развитие украинского искусства является неопровержимым, и все же шаг, который она делает впоследствии, трудно переоценить. В свои полотна середины 1960-х Яблонская привносит мир народной жизни с его темами, условностью и декоративностью, открывая творческий метод, который не потерял актуальность и сегодня. Художница не скрывает своего мастерства и высокой профессиональной культуры - ее полотна убедительно свидетельствуют о возможности сочетания коллективного и индивидуального, традиционного и модерного, национального и универсального.

Яблонская указала путь для дальнейших стилизаций народного, среди которых главное место занимают труды харьковчанина Виктора Гонтарива (1943 - 2009). Творческая эволюция художника характерна для поколения семидесятников (не последнего «белого пятна» ли на карте современного украинского искусствоведения) - на выставке она пролегает от «Осеннего базара в Седневы» (1982) до рассвета« (2003). Острая социальность и скрытый драматизм, а, кое-где, и реализм первых работ уступают местом понадчасовой поэзии, свойственной народной картине. Отдельно следует назвать пейзажи Гонтарива, в которых воспоминания детства переплетаются с реальными впечатлениями от украинского села, а мечты - с близлежащей действительностью.

Завершают корпус произведений, выбранных для выставки «Наивные», полотна Петра Гончара (*1949) - одного из основателей и активного участника известного в 1990-х группировка «Братство Пр. Алипия». Трудно назвать другого современного украинского художника, в творчестве которого эстетика наивного достигла бы такой программной и последовательной реализации. Осуществляется она на трех уровнях - изобразительном, знаковом и вербальном. При последнем слове украинской народной песни «Ой бряцнули ключи». (2008) перебирают на себя остальные признаки традиционного занятия живописью и говорят сами с себя, формируя не только композиционный, но и образный строй картины. Подобное встречаем только в концептуальном искусстве 1960-х годов, в Гончара же этот универсальный прием получает новую, национальную расцветку.

На сломе 1980 - 1990 - х элементы наивного заняли важное место в произведениях представителей так называемой новой украинской волны, а впоследствии - у художников последнего, самого молодого поколения. Его авторы смело смешивают категории высокого и низкого, иллюстрируя тезис, что о серьезном и сложном можно рассказывать просто и нехитрый, нередко с юмором. Их творчество также заслуживает отдельного внимания и, надеемся, станет темой нового выставочного проекта.

Огромный печворк в Харькове
Рамочная мастерская
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Студенческий проект «Звери и пуговицы»
Студенческий проект «Звери и пуговицы»
Художественно-провокационный проект «Миф»Украинское барокко»
Художественно-провокационный проект «Миф»Украинское барокко»
Новый проект Вакарчука «Брюссель»
Новый проект Вакарчука «Брюссель»
Литературный проект «Библиотека Шевченковского комитета»
Литературный проект «Библиотека Шевченковского комитета»
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Декоративно-прикладне мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
Останні записи
  • МʼЯТА презентує “На нервах”: музична історія крихкості та незламних почуттів
  • «0,5 | Навпіл» – виставка творів кераміки Леоніда Нагірняка
  • Виставка «Параска Власенко. Симфонія кольору і орнаменту» до 125-річчя видатної художниці
  • Вова Циган – як 17-річний вуличний співак з Тернополя підкорив TikTok і розвіює стереотипи про ромів
  • Коли колір розкриває душу – виставка «Жіноча енергія» Валентина Метика
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.