What in UA - Новини культури і мистецтва

Работником музея быть престижно

Історіямузей
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 229
15
березня
2011
Работником музея быть престижно

Директор Национального художественного музея в «завтра» своего заведения смотрит с оптимизмом и надеждой

Национальный художественный музей Украины — первый музей, который идет на расширение, реставрацию и перестройку. Из госбюджета на это выделено 10 миллионов гривен. Городская власть при содействии вице-премьера Николая Томенко недавно передала-таки музею (через пять лет!) помещения на Институтской, 3. Хотя до этого времени активно обещала те руины Музея истории Киева. О нововведении в музее, музейщиков, посетителей и музейное дело общалась с директором НХМУ Анатолием Мельником. Был восемнадцатый час, Анатолий Иванович именно заканчивал деловую встречу. Среди картин Ивана Марчука, Сергея Шишка, Любомира Медвидя, эскизов музейного альбома на массивном дубовом столе и привядших подсолнухов ( это был тот же день, когда жара стояла за тридцать!) мы начали разговор.

— Анатолию Ивановичу, как вы прокомментируете ситуацию, которая сложилась вокруг дома на Институтской, 3?

— Неправильно, когда сталкивают лбами музеи. Городская власть нарушила этические нормы. Она забрала у Музея истории Киева Кловский дворец. Во всем мире дворцы отдают под музеи, и только у нас — под Верховный Суд. НХМУ к Институтской привязанный географически. Дома расположены так, чтобы создать музейный комплекс. Но если бы я начал строить помещение для музея, то делал бы это на чистой площадке. Тот дом, который нам отдали, поврежден. Зараженный грибком. Часть помещений построена еще в 1912 году. Когда-то там были военные конюшни, потом гаражи НКВС, после войны — выставочный комплекс. Нынешний долгострой инициировал в 1985 году Щербицкий, после того как на гостей из московского политбюро обвалился кусок потолка. В настоящий момент в доме на Институтской нужно переделывать крышу. Он технологически неправильно выполнен. Шли дожди, разрушили нам нужное перекрытие. А, чтобы разместить скульптуру, нужно, чтобы перекрытие на один квадратный метр было 2 тысячи килограммов. Там заложено восемьсот, а столько лет простояло, то, может, и триста нет.

Сегодня есть эскизный проект Национального выставочного комплекса Художественного музея. Это три этапа. Первый — достройка помещения на Институтской. Второй — реконструкция НХМУ на улице Грушевского, что-то современное, которое не нарушит замысел Городецкого. Третий — строительство помещения-коридора, который их соединит. Мы это сделаем в течение двух лет, 2006—2007. Возможно, переезд немножко дольше затянет.

— Будет ли что завозить к помещению на Институтской?

— Номинально нам передали коллекцию «Градобанку». Постоянно пополняют музейную коллекцию художники и меценаты. Пришло чрезвычайно ценное произведение, скульптура Александра Архипенко. Картину подарил соучредитель Фонда содействия развитию НХМУ Петр Багрий (Фонд учредили прежний министр финансов Игорь Митюков, Петр Багрий и я). Багровей купил в Вене за огромные деньги скульптуру, которая называется «Композицией». Но не оставил себе дома, а подарил музее.

Игорь Митюков подарил картину Виктора Пальмова. Коллекционер из Черниговской области Юрий Вязьмитинов передал музею шесть икон и шесть казаков Мамаев, роботов ХVIII века. Василий Горбаль подарил две скульптуры Юлии Укадер, Вадима Рабинович — шелкографию Юрия Соломки. Понемногу возрождается меценатство. Раньше это было практически невозможно, потому что к меценатам постоянно имела дело налоговая. Теперь на наши проекты находятся рафинированные интеллигенты, которые нуждаются духовную определенную. Например, один из проектов музея «Украинский портрет» — заслуга директора завода «Фармак» Филе Жебровской. Мы свозили портреты из музеев по всей стране. Это не просто: взял машину и отвез. Все произведения застрахованы, должны ехать под охраной в соответствующих условиях, а для самой выставки нужно сделать буклеты, брошюры, каталоги..

— Вы говорили, что посетителей в музее больше, чем в предыдущие годы, раз в десять...

— Потому что мы отказались от стереотипной практики, которая была не только в нашем, но и во многих других музеях, — делать персональные выставки. Несколько лет такие выставки у нас почти не проходят. Хотя в дальнейшем будем иметь для них специальные выставочные залы. Зато у нас постоянная экспозиция или проекты из коллекции музея. У нас была выставка «Мир ребенка», выставка скульптора Архипенко, художников Муравей, Пимоненко-орловськой. В настоящий момент мы хотим еще приобрести картины — то, чего не хватает: Яблонская, Григоръева, Костецкого. Музей должен жить и двигаться во времени. И если музей не создает коллекцию, то музей на столько времен отстает.

— Как бы вы описали сегодняшнего посетителя музея?

— В прошлом году мы открывали выставку неподалеку от Венеции, в провинции Кольдони. Там была масса людей, в зале до тысячи квадратных метров. Люди поприезжали из других городов на открытие. Это меня удивило. За рубежом ужасно любят искусство и вкладывают у него огромные деньги. Например, я был в Англии, там небольшая галерея купила себе рисунок Леонардо да Винчи и построила для него отдельную комнату.

В Украине музей посещают, в основном, научные работники, которые приходят работать, а также ученики. Из известных личностей постоянно приходят Оксана Билозир (в последний раз была на выставке графики Сергея Якутовича и на выставке «Украинский портрет»), Василий Зинкевич, Иван Драч, Валерия Заклунна, Юрий Илленко, Нина Матвиенко, Дмитрий Павличко, Богдан Ступка, Павел Мовчан (мы создали шесть книг о художниках вместе с «Просветительством», в настоящий момент выходит альбом из каталоговыми данными «Украинский портрет»). Чтобы поднимать уровень художественного образования, в музее работает лекторий. В лекционном зале с красивым мультимедиа учат, как воспринимать искусство. Кстати, все рабочие места у нас компьютеризированы за счет внебюджетных средств.

— Но с музейным оборудованием, вероятно, проблемы, как и у всех украинских музеев?

— В Украине нет ни одного музея, который удовлетворял бы нормам сохранения относительно микроклимата, температуры, влажности, охраны, пожарной сигнализации. Это главнее всего для музея, потому и проблема эта важнейшая. Если бы ее решить, это была бы «зеленая улица». Музей, который будет иметь соответствующее оборудование, сможет делать обменные выставки, сотрудничать с любым заграничным музеем. Наш музей — первый, который идет на реставрацию, реконструкцию и расширение. Мы побывали во многих музеях и хотим сделать в нашем что-то похожее. Конечно, «...не догоним и перегоним...», но лучше всего нужно перенимать. Если мы это сделаем, наша технология будет переходить в другие музеи. Крайне необходимо, чтобы в Украине были фабрика, завод или хотя бы цех, который делал бы оборудование здесь, а не приходилось бы это везти из-за границы. Это возможно, потому что у нас есть научно-исследовательские институты, которые могут разработать технологию. Хотя бы витрины, которые освещают, не пропускают влажность, имеют защиту от кражи...

В мире есть много интересных проектов. Они полностью могли бы представляться в Украине. Но из-за того, что у нас нет соответствующих условий, музеи в настоящий момент боятся брать интересны проекты, какие бы могли создать очередь до конца Крещатика. Зато наши проекты пользуются популярностью за рубежом. Например, мы сделали «Украинский модернизм», «Украинский портрет». Мы эти проекты подали на наш сайт, и сразу появились предложения. В будущем месяце мы открываем в Нью-Йорке выставку «Украинский модернизм» в Музее украинского искусства. А затем будет Чикаго — Международный художественный культурный центр и Гарвардский университет. Таких проектов несколько. После Америки планируем сделать турне по Европе, уже разговаривали с французским и немецким послами. Правда, есть финансовые проблемы —, чтобы вывезти произведения, они должны быть застрахованы. Второе — буклеты, журналы, книжки. В Союзе художников есть журнал «Изобразительное искусство», у нас «Музейный переулок» — очень красивый, но убыточный, который представляет коллекцию музея. «...Провулок» имеет больше 140 страниц, себестоимость его — 60 гривен. У нас он стоит 20 гривен. Пока еще журнал выходит дважды на год. Не достаточно, но со временем будут какие-то дополнения, графические материалы, более живые современные статьи. Чтобы можно было вытягивать не только законсервировано из истории искусств.

Готовится к печати трилогия живописи из коллекции НХМУ в трех книгах. Первая книга — украинская икона с ХІІ по ХІХ век. Вторая — живопись ХІХ — начало ХХ века. Третья книга — ХХ век и современное искусство (тиражом в 3000 экземпляров). В конечном итоге, на книжках много денег не заработаешь, почти все идет на подготовку выставок, а то, которое останется, музей пытается подольше потянуть

— Как это — сегодня быть музейщиком?

— И престижно, и выгодно. Музейщик — человек, который пришел в музей не ради больших денег (но приятно — подняли зарплату, теперь научный работник получает немножко больше 500 гривен). В конечном итоге, творческим людям не только государство должно обеспечивать зарплату. Никто не запрещает научным работникам писать в прессу, предисловия к книжкам, критику, это всемирная практика. В целом, музеи в Украине поднимаются, почему очень способствует Министерство культуры и туризма. Вероятно, что и профессия музейщика со временем будет приобретать большую популярность.

Алина СТРИЖАК

Квітка Цісик
Трипольский синдром
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Музыкальные инструменты Буковинского музея быта в Севастополе
Музыкальные инструменты Буковинского музея быта в Севастополе
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Найпопулярніше
  • Фільм «ЖИВА» (2016) драматична історія боротьби українських повстанців – дивитись онлайн 1
  • Витинанка - старовинне українське мистецтво 1
  • Історична сага «І будуть люди» серіал дивитись онлайн 1
Останні коментарі
Дивитись фільм «Поводир» який був номінований на Оскар
  • Олеся » Щойно переглянула "Поводир" і серце буквально розривається... Найбільше вразило те, як режисер показав силу людського...
Шокуючі новини: людина вийшла з коми та дізналася про жахливі події минулих років
  • Денз » Останній номер вийшов найсумнішим з усієї серії виходу з коми. Сподіваюся, що наступний номер про...
  • Ліка » "У такі часи краще впасти в кому і не виходити з неї."??? Краще для кого? А...
  • Tessa » Так, у важкі часи не хочеться переживати катастрофи та потрапляти в халепу. Хоча психологічні дослідження...
  • Андрій » Тільки от Євгену Яновичу не до сміху, бідолашному. Потрапив у лапи до професійного брехуна "психотерапевта"...
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.