What in UA - Новини культури і мистецтва

Трипольский синдром

Історія, Декоративно-прикладне мистецтвовиставки / кераміка / колекціонер / культурна спадщина
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 711
19
січня
2011
Трипольский синдром

Один из трех украинских миллиардеров и совладелец коллекции старожитностей «Платар» Сергей Тарута считает необходимым принять закон о коллекциях и коллекционерах и поддерживает идею художественного «Арсенала»

Около 2000 предметов керамики возрастом свыше 6 тысяч лет экспонируются в зале «Хлибня» в Национальном заповеднике «София Киевская». Выставка предметов трипольской культуры «На заре мировых цивилизаций. Трипольская культура в Украине» из коллекции «Платар» посвящена памяти одного из основателей коллекции Сергея Платонова, который умер в феврале 2005 года. На открытии многочисленные научные работники, коллекционеры и журналисты, среди которых был и второй коллекционер тандема Платонов-Тарута, председатель правления корпорации «Индустриальный союз Донбасса» Сергей Тарута, ожидали и любителя Триполье Виктора Ющенко. От семьи Ющенкив прибыл старший брат — Петр Андреевич, Президент на открытие не приехал, а журналист «Украины молодой» не смогла отказать себе в удовлетворении пообщаться с одним из трех украинских миллиардеров( по версии американского журнала «Форбс») господином Тарутой.

Выставка с точки зрения музейщиков — неправильная. Потому что эти 2000 экспонатов размещены в двух небольших залах так густо, так плотно, так щедро, что антропоморфная и зооморфная пластика прикасается боками и ногами, а столовая и культовая посуда стоит носик к носику. Экспозиционные витрины — неожиданно современные, удобные, с правильным освещением — стоят по периметру первого зала и посередине. На первый взгляд, поражают размеры и цвета экспонатов — тепле охристые, порисованные черными и коричневыми орнаментами пузатые зерновики, добродушные, приветливые миски с пиктограммами, кратеры, парные культовые сосуды, которые, возможно, наши предки-трипольцы использовали в качестве барабаны. Когда освоишься внутри этого уютного хлебопашеского материального мира, в одиночку начинает открываться индивидуальность конкретных вещей. Сначала форма. Вряд ли найдешь среди этого керамического братства — склеенного аккуратно и отреставрированного к новизне, с «живыми» косметическими швами, паутинами трещинок и маленькими просветами между кусочками — два подобных экземпляра. Эта кружечка похожа на бяшу, эти два небольшие парные — на волов, соседний сосуд — с «хвостом», «рюшами» и на ножках, трипольцы обязательно старались предоставить посуде человеческих или животных черт. Амфоры с небольшими ручками, кубки с ушками, сосуды с выпуклостями и вогнутыми фрагментами. Следующее открытие — орнаменты, рисунки, кодов каких-то тайных знаний или актуального искусства четвертого тысячелетия до Рождества Христова? К слову, символика трипольцев насчитывает до 300 знаков и блоков. Известный историк и археолог Михаил Видейко, который является главным консультантом коллекции «Платар», он же писал текст экскурсии к этой выставке, показывает очень уникальные экземпляры — большой зерновик с нарисованной пальмой. Очень типичное дерево для наших краев! На ни одном из сосудов не найдешь и намеку на пальму, а здесь — пожалуйста. Или мини-модель храма — всего в мире они найдены до 30, в коллекции «Платар» — 12. На одном из храмов нарисован традиционный китайский символ — инь-янь, для сторонников теории трипольской цивилизации — это свидетельство уникальности этой культуры, которая была на территории современной Украины еще к зарождению цивилизации шумеров и древнего Египта, для противников — еще одно доказательство в подтверждение того, что цивилизация началась с востока. Дальше Михаил Юриевич, по пути давая интервью на телекамеры, ведет нас к вазе-ковчегу с изображениями животных на внутреннем боку. Глиняные головы с портретными чертами — это скульптурная галерея Героев Триполье или ученические упражнения какого-то Бенвенуто Челлини их дней? В истории всегда так: вопросов больше, чем ответов. Во втором зале гончарная галерея ведет к экспозиции, которая называется «Внутренний вид трипольского жилья». Там около печи с колосками в руках стоит трипольская женщина в сотканной на примитивном ткацком станке сорочке с узнаваемым трипольским орнаментом (его попробовала осмыслить в современном контексте наша самая известная дизайнерша Лилия Пустовит в одной из своих коллекций), в другом углу сидит мужчина, около печи — наполненные зерном зерновики, посуда, рядом на витрине — образцы медных топоров того времени. Семейная идиллия времен зарождения земледельческой цивилизации.

По словам 29-летнего Николая Платонова, который вместе с отцом начинал собирать эту коллекцию в 1991 году и теперь продолжает его дело, коллекция старожитностей «Платар» в целом насчитывает свыше 8000 экспонатов и постоянно пополняется. «Главные приобретения касаются трипольской культуры, потому что это наш основной раздел, на котором держится вся коллекция. Величие трипольской культуры бесспорно, и мы, как люди со здравым смыслом, взяли ее за первооснову. За последние две недели мы приобрели 150 экспонатов — прекрасных, отреставрированных, и они уже представлены на выставке», — сказал в интервью Николай Платонов. Как и раньше, распределение обязанностей у коллекционеров-партнеров такой: Платонов работает над креативной частью, Тарута помогает финансово. Платонов-младший — экономист по специальности, к сожалению, не историк, говорит он, улыбаясь, коллекционирование для него как хобби.

«Платар» — это не только трипольская керамика, это и скифское золото, и античные украшения, чаши, амфоры, и римские фрагменты скульптур, светильники, амулетницы, византийские подвески, фрагменты материальной культуры Киевской Руси. Время от времени невероятно красивые и древние украшения из коллекции появляются на обложках журналов и на самых надежных женщинах нашего времени. Да, однажды старинные золотые аксессуары дали поносить Софии Ротару в клипе «Одна калина», во второй раз — одолжили первой леди Украины Екатерине Ющенко на церемонию инаугурации Президента. «Это позволяет популяризировать наши экспонаты на VIP-заходах. Эти два эпизода, какие вы назвали, самые яркие в публичной жизни нашей коллекции», — говорит Николай Платонов. А будни исторических драгоценностей проходят в хранилищах банке, где для них созданы все условия. «А если вашей жене захочется одеть какие-то старинные сережки или пектораль на частную вечеринку, это же какое искушение?» — спрашиваю у Николая, кивая на молодую привлекательную женщину, которая деликатно стоит в нескольких шагах от нас. «Но об этом никто не узнает, — резонно отвечает коллекционер во втором колене. — Только на домашний ужин, один на один».

— А в кино ваши экспонаты не снимались?

— Нет. Никто не обращался — мы же молодая коллекция, зарегистрировались лишь 2,5 годы тому назад, хотя собираем ее давно. Официальный штапм коллекции получили 2 года тому назад благодаря заместителю директора Национального музея истории Украины Ивану Григорьевичу Явтушенку, он на сегодня есть ее официальным хранителем.

— После того, как вы обнародовали свою коллекцию, в прессе было много негативных публикаций.

— Негативные публикации были или со стороны конкурентов, или от людей, которые на этом не понимаются.

— Конкурентов-коллекционеров?

— Не коллекционеров, а барыг. Сложно назвать человека, который вывозит за границу уникальные вещи с целью наживы, коллекционером. Не секрет, что прошлая власть не совсем понимала в таких вещах — и вместо того, чтобы хранить старожитности, поощрять коллекционеров и давать возможность строить музеи, они во всем нас притесняли. Мы обратились к Виктору Андреевича Ющенко с просьбой не передать, а продать через Фонд Госимущества помещения на Институтской, 3 для строительства частного музея мирового уровня. Мы готовы вкладывать у него деньги.

— Может ли серьезный коллекционер, не будучи под крылом власти, развивать свою коллекцию?

— По большому счету, может, но имеет ли это смысл? Смысл коллекции — в ее публичности, в нашем случае это популяризация истории своего народа. К сожалению, законодательная база у нас еще не идеальна.

В «неидеальной законодательной базе» как раз и кроется весь букет претензий к коллекции «Платар» (к другим тоже, но пока они находятся в домашнем подполье, до тех пор огражденные от пристального внимания стражей порядка). Легально добывать археологические ценности, которые толстым слоем залегают в украинских черноземах, «низ-зя». Старший научный сотрудник Института археологии Михаил Видейко говорит, что любителю за сбор черепков на поверхности почвы светит до 3 лет лишение свободы, профессиональному археологу — от 3 до 8. А пространству для «черной археологии» — сколько угодно, особенно с таким количеством строительств, котлованов, прокладкой новых дорог, особенно с таким ареалом трипольской цивилизации. Открытые Викентием Хвойкой в 1897 году вблизи поселка Триполье на Киевщине материальные остатки трипольской культуры, по словам М. Видейка, есть в 19 областях из 27. Если бы научные экспедиции нормально финансировались, можно было бы заключить не одну такую коллекцию. Николай Платонов говорит, что к нему новые экспонаты попадают от коллекционеров, из клуба коллекционеров, уже отреставрированные. Реставрация трипольского горшка, которую умеет сделать любой ловкий керамист, а то и студент-археолог, по крайней мере их этому учат, может стоить несколько сотен долларов, а отреставрирован трипольский горшок — больше тысячи у.е. Гуляет и ловкие подделки, но на всякую подделку есть хороший эксперт.

Об источниках поступлений коллекции Сергей Тарута, второй коллекционер, председатель правления корпорации «Индустриальный союз Донбасса», говорит так:

— Сергей Николаевич знал очень много коллекционеров, он был членом клуба коллекционеров, куда все приходили, где обменивались экспонатами. У него была большая коллекция живописи, которую в последние годы он всю продал или обменял на предметы, что мы сегодня видим.

Была идея, чтобы парламент принял закон об археологии, коллекционерах и коллекциях, и в рамках данного закона уже можно было бы работать. Меня люди спрашивают, а что дальше будет с этими вещами? Я хочу, чтобы они стали приобретением как можно большего количества народа. Чтобы часть предметов были выставлены в постоянной экспозиции, а часть путешествовала не только по нашим городам (мы уже выставлялись в Запорожье, Николаеве, Виннице, Херсоне, и было очень много красивых отзывов), но и перемещалась по другим странам. Уже есть договоренности о выставках в Италии, Швейцарии, Венгрии, Польше.

— Чему именно Триполье?

— Потому что из нашего государства вывозили очень много вещей, немало трипольских предметов осело в России, в Прибалтике, и Сергей Николаевич обратился ко мне за помощью с болью в душе. Это была его любовь — Триполье, он и меня приобщил к этому. Эти вещи бесценны. Правда, сегодня мы занимаемся оценкой коллекции, пытаемся перевести культуру в сумму цифр. Для чего? Чтобы коллекция могла перемещаться, ведь в настоящий момент мы ведем переговоры со многими музеями мира, соответственно, все экспонаты нужно застраховать. Но поверьте, это не является для нас финансовым вложением. Я не ставил такую цель — иметь какие-то активы в виде предметов древности. Это мы делаем для людей, а не для себя.

— А для себя что вы коллекционируете?

— Для себя? Ну, я коллекционирую картины, скульптуры.

— Системно, со специалистами или хаотически?

— Быстрее, хаотически. Я не ставлю цель собрать большую-большую коллекцию, покупаю то, что мне нравится, что берет за душу, которая выражает мое состояние души. Возможно, искусствоведы и не посоветовали бы мне что-то покупать, но это мои эмоции. Все субъективно в действительности.

— Вы сказали, что коллекция еще регистрируется.

— Мы получили регистрацию, но все предметы описываются научными группами, делается экспертиза, потому что на этом рынке гуляют очень много подделок — это относительно золота. Есть много фирм, которые тиражируют золотые предметы под древность, и даже русские коллекционеры обращались за помощью к нашим специалистам, чтобы они сделали экспертизу. Они выезжали в Москву и подтвердили, что процентов до 50 это подделки. В отношении керамики все проще — она не стоит больших денег, и ее нет смыслу подрабатывать.

— Вы поддерживаете идею создания художественного «Арсенала»?

— Я поддерживаю идею, что вокруг Киево-Печерской лавры должен быть соответствующий памятник, в том числе и «Арсенал» — музейный комплекс, в котором будут выставленные экспонаты, которые есть у государственных и в частных музеях. Тогда это будет полная картина наших богатств, которая эффектно будет выглядеть в глазах иностранцев, которые хотят познакомиться с историей нашей страны. Не нужно там создавать десять частных музеев, лучше, чтобы это был комплекс.

Современное искусство может существовать и отдельно, во всех странах есть музей современного искусства, и не нужно все валить в кучу. А вот исторические шедевры, которые сохранились, и которые еще будут находить, должны иметь красивое место расположения, должны быть правильно выставлены, правильно описанные.

— Вам как меценату нужен новый закон о меценатстве?

— Нужные изменения закона о налогообложении, как это есть в других странах. На Западе меценатство сначала рождалось на прагматичной, экономической основе, а затем уже возникала духовность. Важно, чтобы был принятый закон о коллекциях и коллекционерах, вот это более важный закон, и мы будем прилагать усилия, чтобы он был принят. Тогда будут урегулированы все вопросы в отношении черной археологии, происхождения этих предметов, легализации, регистрации, вывоза.

А меценатство должно касаться каждого, кто имеет возможность помочь — и в искусстве, и в социальной сфере, там вообще ужас. Чтобы люди помогали и радовались, что они помогают.

...Выставка неправильна только с точки зрения музейщиков, для посетителей эти густо заставлены трипольским гончарным сокровищем полочки — невиданная до сих пор в научном мире роскошь. Пользоваться такой роскошью можно три месяца.

Валентина КЛИМЕНКО

Работником музея быть престижно
Шедевр. История присвоения
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Голодомор. Постгеноцидний синдром
Голодомор. Постгеноцидний синдром
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні записи
  • Виставка «State of Will» у Довженко-Центрі — воєнна фотографія, що розкриває силу людського духу
  • «Україна в мініатюрі» у Києво-Печерській лаврі — унікальна виставка архітектурної спадщини
  • «Образи відроджені з попелу» — унікальна виставка військових ікон Сергія Герасименка в галереї «Хлібня»
  • «Blue eyes» від KOKOREVA — двомовна історія про кохання, що живе навіть на відстані
  • Міжнародна мистецька акція «Знаки Ідентичності» до Дня Незалежності України
Найпопулярніше
  • «Україна в мініатюрі» у Києво-Печерській лаврі — унікальна виставка архітектурної спадщини 6
  • Музей Порцеляни в Києві — унікальна скарбниця керамічного мистецтва 6
  • «Образи відроджені з попелу» — унікальна виставка військових ікон Сергія Герасименка в галереї «Хлібня» 5
  • Міжнародна мистецька акція «Знаки Ідентичності» до Дня Незалежності України 5
  • Унікальна виставка художнього скла в Києві — «Бережіть планету Земля» 4
  • «МАТЕРІАЛЬНІ МРІЇ» стають реальністю — унікальна виставка Ольги Радіонової у Києві 2
  • Магічний світ амонітів – у Києві відкривається унікальна виставка 2
  • Виставка «ПроЗорі» – спадщина легендарних київських художників 2
  • До Дня вишиванки: виставка «Саїнська зозулька» - таємниці української вишиванки ХІХ – ХХ століть 2
  • Майстерклас «Живі Мотанки: Мистецтво Гелевими Ручками» від Ірчії Бондаренко 2
Останні коментарі
Історична драма «Ціна Правди» дивитись онлайн фільм про голодомор в Україні
  • Андрій » Фільм показує відношення та лицемірство цивілізованого світу до геноциду українського народу. Про який знали, але...
Дивитись фільм «Поводир» який був номінований на Оскар
  • Олеся » Щойно переглянула "Поводир" і серце буквально розривається... Найбільше вразило те, як режисер показав силу людського...
Шокуючі новини: людина вийшла з коми та дізналася про жахливі події минулих років
  • Ліка » "У такі часи краще впасти в кому і не виходити з неї."??? Краще для кого? А...
  • Tessa » Так, у важкі часи не хочеться переживати катастрофи та потрапляти в халепу. Хоча психологічні дослідження...
  • Андрій » Тільки от Євгену Яновичу не до сміху, бідолашному. Потрапив у лапи до професійного брехуна "психотерапевта"...
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.