
Как «Ширванский водолей» XIII века из коллекции Богдана Ханенко оказался в Эрмитаже. 2000 году в Эрмитаже (Санкт-Петербург) состоялся грандиозный международный выставочный проект «Земное искусство — небесная красота.
Искусство Ислама
Эта наибольшая в истории Эрмитажа выставка мусульманского искусства стала второй за количеством посетителей (570 тысяч лиц) в мировом рейтинге за 2000 год. Было представлено 350 первостепенных произведений из самых известных музеев и частных собраний США, Большой Британии, России, Греции и Йемену. «Иконой» этого проекта, его эмблемой, растиражированной в пресс-релизах, афишах, публикациях СМИ и, в конечном итоге, выведенной на обложку роскошного подарочного каталога выставки была избрана знаменитая скульптура «Ширванский водолей» 1206 года. Эта уникальная достопримечательность иранского средневековья, без всякого сомнения, заслужила такое место и на такую славу. Шкода, лишь немногие знают, что первой своей славы водолей зажил как одна из восточных жемчужин хорошо известного не только в Русской империи, но и в Европе художественного собрания киевского коллекционера Богдана Ханенко.
Акваманил манил и влек
О «водолее» или акваманиле из коллекции Богдана Ханенко первой сообщает публикация известного русского историка искусства Всеволода Воинова в первом числе литературно-художественного журнала «Аполлон» за 1916 год. Воинов, в частности, пишет: «Есть также в собрании Ханенко замечательный образец персидской скульптуры — медный «акваманил» XIII века, изображающий самку зебу с сосущим теленком и каким-то зверем, грызущим горб животного. Реальные формы послужили художнику лишь материалом для чисто декоративной концепции. Даже наиболее жизненное во всей группе движение сосущего теленка подчинено ясному декоративному ритму. Поразительная простота и лаконичность в трактовке форм делают это произведение «прикладного» искусства монументальным».
После смерти Ханенко в 1917 году, «водолей» вместе со всеми другими предметами его художественной коллекции, согласно завещанию, переходит как дар в собственность города, а в 1919 году становится экспонатом вновь созданного «Музея искусств Всеукраинской академии наук имени Богдана и Варвары Ханенков» (нынешний Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенков). В первом рукописном каталоге музея подаются размеры скульптуры — 31 см, состояние ее сохранения — «Отбито ухо и часть второго. Гравированный орнамент потерт» и факт Ханенком приобретения произведения в Киеве. С 1919 по 1929 год «водолей» постоянно экспонируется в Зеленой гостиной музея Ханенков (в настоящее время — зал искусства Средних возрастов и раннего Возрождения).
Собрана Богданом Ханенком коллекция мусульманского искусства, что в начале 1920-х годов была одной из лучших на территории новообразованного Советского Союзу, возбуждала незаурядный интерес знатоков. в 1925 году в Киев из Эрмитажа именно для изучения исламского сборника приезжает известный востоковед Вера Крачковская. Ее студии акваманил и консультации из эпиграфики с академиками Ю. Крачковским и Ф. Розенбергом дали возможность прочитать часть надписей на скульптуре, а следовательно, точно определить год создания достопримечательности — 603 год гиджри / 1206 год н.э., сформулировать гипотезу о ее происхождении из северных регионов Персии и точно установить имя мастера, который изготовил акваманил: «работа Али, сына Мухаммада, сына Абу-ль-Касима, художника». Хочу напомнить, что это был всего-навсего 1926 год, период, когда известны специалистам достопримечательности иранского средневековья, снаряженные более-менее точными атрибутивными данными, можно было буквально перечислить на пальцах. Значение ханенковского акваманила для иранознавства было исключительным. Все установлены Крачковской данные вместе с изображением произведения были опубликованы музеем в научном каталоге «Искусство стран ислама», что вышел в 1930 г. Однако на то время акваманила в музее уже не было.
«Черная страница» Госторга
В мае 1928 года в музее начала действовать комиссия Госторга по исключению экспонатов для продажи за границу. Тема этого колоссального в своих разрушительных для культурного наследия масштабах «экономического» проекта советского правительства, которым был экспорт музейных ценностей, осуществляемый СССР в 1920-х и первой половине 1930-х годов, уже неоднократно звучала и в печати, и в специальных публикациях... После первого этапа исключений, на каком музее должны были самостоятельно отбирать вещи для продажи за границу и который не удовлетворил аппетиты Госторга, к Музею искусств Всеукраинской академии наук (ВУАН) была направлена специальная комиссия для проведения более тщательного отбора. Теперь уже прямо шла речь о лучших, самых ценных экспонатах музея. Поэтому очередь к «водолея» дошла быстро. Как удостоверяет секретный протокол от 16 и 17 августа 1929 года, который сохраняется в архиве киевского Музея Ханенков, комиссия по делу экспорта музейных вещей признала пригодными к экспорту нижеозначенными вещами (всего 19 од.) и установила на них такие расценки:... 11. Инв. №-2092. Акваманил в форме коровы персидской работы ХІІІ века — 3.000 руб.»
Реакция музея была немедленной. 19 августа Сергей Гиляров — человек, преданный музею и коллекции как никто другой, обращается к Президиуму Всеукраинской академии наук с письмом, в котором, называя акваманил среди вещей, которые «принадлежат к числу самых ценных вещей музея», самых «ценных экспонатов», призывает академию «выступить на защиту своего музея и подать голос против вывоза художественно исторических ценностей, на которые и без того Украина такая бедна». Пользуясь разрешением подать замечание музея, Гиляров отсылает к Госторгу и Укрнауки развернутое ходатайство, где, критикуя действия комиссии, указывает относительно акваманила «Этот памятник высокого художественного качества должен был быть одним из украшений отдела искусства Востока, что в настоящий момент в музее организуется. Таких вещей не много найдется даже в лучших коллекциях восточного искусства Европы».
Однако уже за месяц судьба акваманила других 15 раритетов музея была решена — 29 сентября 1929 года за актом под грифом «не подлежит объявлению» эти вещи были переданы для пересылки к ленинградской конторе «Антиквариат», что выступала посредником впродаже за границу экспонатов из музеев всего Советского Союзу. Впрочем, наша история на этом не завершается
Не имея на протяжении нескольких лет никаких сведений о судьбе переданных произведений, музей 1931 года направляет к Госторгу специальный запрос, на который ответ не получает. А в июне 1932 года директор музея Николай Христовый пишет к сектору науки Наркомобразования: «Из числа вещей, что они были изъяты для экспорта и переданы Госторговые, некоторые остались непроданные. Некоторые из таких вещей Госторг, вместо того, чтобы вернуть музею, не известно из каких причин и на каких основаниях направляет к другим музейным учреждениям.... Просим Вас принять меры...». А в декабре того же года подозрения музея исполняются — заведующий отдела искусства Востока Мария Вязьмитина во время своей командировки в Ленинград видит в экспозиционном зале отдела Востока Эрмитажа ханенковский акваманил. Как она выясняет, акваманил «приобрел в 1932 году отдел Востока Эрмитажа для своей экспозиции»(!!!).
Было наше, стало ... соседское
Обстоятельства этого «приобретения» покрыты тайной. Известно, что окончательный отбор предметов на продажу осуществлялся конторой «Антиквариат» при участии эрмитажников, то есть они имели прямой доступ к вещам, переданным другими музеями. Также известно, что именно в 1932 году в ответ на отчаянный лист заместителя директора Эрмитажа известного востоковеда Иосифа Орбели Сталин лично дал распоряжение прекратить исключение ценностей из сектору Востока Эрмитажа, предоставив последнему, таким образом, особенного статуса. В конечном итоге, вполне можно допустить, что тогдашнее «приобретение» Эрмитажем акваманил был для ученых последним способом не дать достопримечательности такого уровня пойти за границу.
Так или иначе, а в 1932 году уникальный акваманил из коллекции Богдана Ханенко ни без каких официальных объяснений стал экспонатом Эрмитажа. Доклад об этом произведении, произнесенный в 1935 году на ІІІ международном конгрессе по иранскому искусству и археологии в Ленинграде известным иранознавцем Михаилом Дъяконовым, показал в полной мере всю грандиозность потери нашего музея. Достаточно навести лишь выбранные места: «Этот водолей 31 см в длину и 35 см в высоту отлит в один прием, что следует рассматривать как большое техническое достижение». «На шее [коровы. — Г.Р.] имеется разрез, подобный же разрез имеется и на шее теленка — вероятно, дело рук какого-нибудь фанатика-мусульманина, пытавшегося таким образом «убить» животное» — загадка, которая предоставляет водолею особенного историко-культурологического значения. Же по поводу самой композиции — корова, которая, кормя телят, в то же время испытывает нападение хищника, льва или пантеры, — Дьяконов откровенно отмечает: «...не мог найти ни в одной эпохе, ни в одного народа сколько-нибудь точную аналогию к этой глубоко неестественной группе».
Целый ряд сенсаций скрывает и орнаментирование акваманила: три широких паса орнамента с каждой стороны роскошно украшены гравируемыми и инкрустированными серебром изображениями игроков в нарды, танцоров, музык, всадников и животного гона на фоне прихотливого растительного орнамента. Необычные птицы и сфинксы, беспрецедентные в своей детализации изображения деревьев, аналогии к орнаментам Армении и Дагестана — эти и много других нюансов декора акваманила еще ожидают своего исследователя.
Полностью прочитав все надписи, Дьяконов определил не только место создания достопримечательности — район Ширвану, к югу от Каспийского моря, отсюда название скульптуры — «Ширванский водолей», но и социальная среда ее возникновения — старые персидские феодальные роды, что в начале XIII ст. были в оппозиции к новой сельджукской знати и продолжали хранить давние культурные традиции; в интересах этого свидетельствуют и выразительно доисламская форма сосуда, и старинные иранские имена в надписях — Рузбех, шах-Бурзин, Афридун.
Историческое и художественное значение ханенковского «водолея» было и остается исключительным. И не вызывает удивления то, что от 1932 года «водолей» занимает центральное место в комплексе искусства Ближнего и Среднего Востока Эрмитажа, став «лицом» иранской коллекции наибольшего музея мира. Достаточно открыть интернет-страницу коллекции Ирана Эрмитажа (http://www.hermitage.ru/html_Ru/03/hm3_5_5_2.html), и первым мы видим именно «Ширванского водолея», а в сопроводительном тексте, в первом же абзаце, он назван среди трех всемирно-известных предметов иранской бронзы Эрмитажа как «последний по времени известный фигурный сосуд, виртуозно выполненный в технике литья». И бенефис «водолея» — упомянута в начале выставка 2000 года.
В настоящее время, пытаясь хотя бы мнимо реконструировать безжалостно «расчлененную» и распыленную по другим музеям и частным собраниям, у нас и за рубежом когда-то знаменитую в Европе и не первую ли в Русской империи за ценностью произведений и разносторонностью частную художественную коллекцию Богдана и Варвары Ханенков и натыкаясь на дежурный нелегитимный акт взыскания, каждый раз спрашиваем себя: не пришло ли время поднять голос по требованию повернуть в Украину незаконно вывезены советской властью исторические и художественные ценности? Ведь практика реституции сегодня четко отработана в мире. Кое-где, даже слишком четко, во вред здравому смыслу — вспомним прошлогоднее «возвращение» Украиной Нидерландам бесценной коллекции Кенигса.
Нет сомнения в том, что Украине, по примеру многих стран мира, неотложно нужна действенная национальная программа возвращения культурных ценностей, с привлечением лучших сил юристов-международников. Сегодня это — один из показательных вопросов самооценки государства и его престижа, той же «внутренней» европейскости украинского общества, о которой столько говорится.
А пока еще длится поиск следов потерянного, чтобы хотя бы умозрительно «возобновить» целостность прекрасной коллекции искусства, тем отдав дань почета и памяти киевским европейцам — Богдану и Варваре Ханенкам.
Анна РУДИК, культуролог.