
Так существовало или нет государство Аратта, каким оно было и какое же место на земле можно считать колыбелью человечества? Эти вопросы сегодня активно обсуждают историки, археологи, писатели и просто люди, которые интересуются загадками истории или стремятся докопаться к глубинам корня своего рода. Плоскость дискуссий огромна — от сенсаций об определяющей роли наших прапращуров в истории человечества и реконструкции протоукраинского мифа к объявлению всех и вся шарлатанами и мистификаторами и признание первенства за шумерскими или семитскими культурами. И не первый раз ли эта дискуссия вылилась из газетных колонок, книг и научных трудов на широкую аудиторию.
«Этот конгресс должен сделать переворот в современной исторической науке хотя бы тем, что по крайней мере на одно белое пятно в истории давнего мира станет меньше», — заявил, открывая Первый всемирный конгресс «Трипольская цивилизация» известный историк и археолог Михаил Видейко. Действительно, отношение к Триполья в настоящее время в мире далеко не однозначное. Вроде бы все признают, что почти восемь тысяч лет назад, еще к Шумерии и Стоунхенджу, не говоря уже о Египте или Древней Греции, на поприщах нашего государства существовала уникальная культура, открытая в 1893 году Викентием Хвойкой, но смелости назвать ее цивилизацией не хватает. В украинской историографии противостоят два противоположных взгляды на этот вопрос. Один из них — автохтонный — признавал сам Викентий Хвойка, говорит о естественном появлении трипольской культуры на поприщах нынешней Украины. Другой — миграционный — отстаивает академик Петр Толочко и возглавляемый им Институт археологии, утверждает, что эта культура была привнесена на наши земли. Была и еще одна точка зрения — сказать бы, мифологическая, — адептами которой является исследователь Каменной Могилы академик Юрий Шилов, который отождествляет трипольскую культуру с государством Аратта.
На конгрессе, к участию в котором заявило о своем желании много известных научных работников из Украины и из-за границы, а также дипломаты с 50 государств миру, страсти бурлили не на шутку: от попыток лишить слова оппонентов к пометал зал (кстати, сам академик Толочко это собрание проигнорировал). Однако интрига была запущена. «Мы решили действовать от обратного — мы впервые назвали трипольскую культуру цивилизацией, потому что у нее есть все признаки древнейшей цивилизации: развитые города, высокий уровень ремесла, двухэтажные дома, четкий уровень организации общества и письменность. Если у историков есть другая точка зрения — пусть опровергают», — объявил сын коллекционера древних раритетов Сергея Платонова Николай.
Именно двое известных предпринимателей и меценатов — Сергей Платонов и Сергей Тарута — стало главными инициаторами и организаторами этого собрания. Кроме научной дискуссии, они финансово «благословили» уникальную двухтомную энциклопедию, которая полнее всего презентует все, что известно на сегодня о трипольской культуре. Единственным «недостатком» издания стала цена — 200 долларов США, но Сергей Тарута и председатель благотворительного фонда «Триполье» народный депутат Иван Заец пообещали часть тиража выкупить для библиотек, а председатель «Просветительства» Павел Мовчан заявил, что издательский центр «Просветительство» готовит к печати более популярную «Малую энциклопедию Триполье», которую будут раздавать школам и другим учебным заведениям. В рамках конгресса было презентовано и 20-минутную версию научно-популярного фильма «Светло для мира» (полностью он длится до двух часов). Один из его авторов — известный актер Виктор Степанов, который сам до недавнего времени, не слишком верил в реальность многих явлений трипольской цивилизации, убежденный, что время тотального общественного невежества должно измениться временами тотального желания знать о себе все, и фильм — это маленький толчок к пробуждению этого интереса.
А трипольская культура за количеством артефактов и в самом деле может поспорить со многими загадками истории. На выставке трипольской керамики из коллекции ПЛАТАР, которая была своеобразной естественной декорацией форума, можно было наблюдать глиняные модели трипольских храмов (ученые считают, что перед строительством большого храма делалась и освящалась его глиняная копия), на стене одного из которых выразительно отражался знак Водяного Змея, который мы все знаем как китайский символ «Инь и Янь». Моя знакомая исследователь китайской керамики эпохи Яньшао на второй день принесла книжку и демонстрировала фантастическое подобие форм и знаков трипольской и китайской керамики. Но спектральный анализ убедительно доказывает, что трипольская культура как минимум на тысячу лет старшая.
Еще один интересный факт озвучил в своем докладе профессор Видейко: храмы, аналогичные трипольским, были откопаны в Южной Мессопотамии и известны из печатей периода Урук (3900—3100 гг. до н.э.). Эти храмы были посвящены Нинтур, воплощению богини Нинхурсаг, одной из самых влиятельных богинь Шумеру. В южном Ираке такие дома существуют и в настоящее время. Правда, Видейко убежден, что трипольцы где-то и когда-то «познакомились с традициями Шумеру, его храмами и божествами», но как и когда это состоялось, для официальной археологии — тайна. Его оппоненты утверждали, что все происходило с точностью до наоборот, о чем свидетельствуют развитые протогорода (аэрофотосъемки и магнитные съемки открыли в 70-х годах прошлого века на территории Украины и Молдовы больше сорока огромных городов, площадью до 5 кв.км.), высокий уровень культуры и наличие письменности.
Последнее — или не наиболее дискуссионный в настоящее время вопрос среди научных работников, потому что слишком мало вещественных доказательств. Однако Шилов убежден, что отсутствие, в отличие от Шумерии, достаточного количества письменных показаний объясняется тем, что рабовладельческий уклад шумеров требовал государственной бюрократии, тогда как в общинном государстве Аратти сакральным было устное слово (в Индом и до сих пор священные Веды запоминаются слово в слово, учитывая самые тонкие изменения интонации, паузы, ритм голоса, а написанный текст считается суррогатом). Чтобы точнее реконструировать историю наших предков, Шилов советует археологам обратиться к этнографии, фольклору, мифологии, языкознанию и другим смежным наукам. Кое-кто склонен считать письменами и знаменитый трипольский орнамент. Археологи имеют в своем активе около 10 предметов, которые подтверждают присутствие в Трипольи письменности: в одном музее земледелия в селе Тальянки есть три фрагмента керамики с нанесенными протошумерскими надписями. Еще один творческий шок я пережила в Киевском областном археологическом музее, расположенному в селе Триполье. На полотенце, созданном местными мастерицами сто лет тому назад, четко просматривались очертания карпатских деревянных храмов. Учитывая то, что на полотенцах изображались лишь сакральные знаки, это лишь подтверждает версию отдельных культурологов, что уникальные за архитектурой многоярусные карпатские церкви сначала были языческими храмами. Кстати, за исследованиями антрополога Сергея Сегеди, больше всего трипольских антропологических черт сохранилось именно на Полесье и в Карпатах.
Конечно, дать ответ на все вопросы один конгресс был не в состоянии — слишком много течений существует в науке и слишком еще большая инерция стереотипов советской историологии. Однако дискуссия стала публичной, а это — большой прогресс. А кроме того, участники конгресса приняли решение организовать большую выставку трипольских раритетов на основе коллекции ПЛАТАР и показать ее по всему мировые. Интерес к этому уже проявили США, Канада, Франция, Испания, Португалия и даже маленькая Андорра. В будущем планируется открытие в Киеве уникального музея, который будет представлять сокровища разных культур и народов, которые проживали на территории Украины, — от Триполья и скифского золота к эпохе Киевской Руси и римских и византийских украшений. Основой экспозиции станет эта же коллекция ПЛАТАР, которая насчитывает до двух тысяч единиц (Платонов и Тарута намереваются передать ее под эгиду государства).
Что же, лед, похоже, и в самом деле вскрылся. В канун конгресса Парк трипольской культуры открылся на территории МАУП, днями под своеобразный трипольский музей была оформлена пещера на Тернопилье, в самом Триполье Александр Полищук оформляет частный музей «Праславянская Аратта-Украина». А там, гляди, и откроем мы для себя тайные знаки, оставленные давними предками для нас. Тогда и будущее станет понятнее.
Наталья ПОЗНЯК-ХОМЕНКО