В Молодом театре — полный абсурд
Так вот чего, оказывается, не хватало нашим драматургам, которые так тяжело ропщут по поводу того, что украинский театр их упрямо и нагло игнорирует, — активности и здорового напора! Раздуть щеки и писать в ящик — это может каждый. А вот правильно подать свою идею, убедить режиссера в том, что тот сделает грандиозную ошибку, когда не поставит именно эту пьесу, — единицы. Среди таких исключительных — драматург Ирена Коваль, которая в Украине объявилась не так давно, но уже успела сделать два результативных броска в репертуарную корзину Молодого театра. Первый меткий бросок датирован 2001 годом, когда Станислав Мойсеев поставил пьесу госпожа Кузнец «Лев и Львица», пригласив на главные роли Богдана Ступку и Полины Лазовой. Во второй раз дипломированный литературовед (закончила Университет штата Коннектикут и «Сорбонну») Ирена Коваль напомнила театральному обществу Киева днями. В этот раз Станислав Мойсеев поставил пьесу госпожа Коваль «Маринованный аристократ». Черную абсурдную комедию, которая получила жанровое определение «общее украинско-британское fantasy», Ирена Коваль написала специально для Алексея Вертинского, чрезвычайно талантливого премьера Молодого театра.
«Меня интересует, как выходец из социализма переваривает концепцию капитализма», — так изобразила свой дежурный драматургический замысел госпожа Коваль. И созналась, что в этой пьесе, где сталкиваются спонтанность и консерватизм, абсурд и трагедия, происходит трансформация в другое сознание, много из ее личной жизни. А сам сюжет очень похож на типичную работничью историю. Актер (О. Вертинский) мечтает сыграть в театре Мазепу, но когда ветер гуляет в кармане, мечты придется уступить ради банального материального минимума. Он едет к Старому миру и нанимается работать до полупомешанных летних супругов ( Валерий Легин, Виктория Авдеенко). Выносить горшки и варить для них овсянку — это еще полбеды. На старых иногда находит, и они требуют, чтобы Актер, который мечтал о роли Мазепы, играл перед ними несуществующую дочку Кларису или какого-то щенка. Впрочем Актер также не дремлет и как может привносит в эту развязно безумную семейку свою культуру, свои мечты. Он гонит самогон и режиссирует свое пространство и свое окружение. Старру он вынуждает почувствовать себя гениальной соблазнительницей, перед которой мужчины падают штабелями. Старого убеждает, что тот ничем не хуже большого Мазепу — вот возьмите, деду, саблю, ну попробуйте... Казалось бы, на такого домашнего рабочего, который, кроме своих прямых обязанностей, бесплатно заботится и об их досуге, манерная парочка молиться должна... Но из благодарности и, чтобы чего не вышло, они просто отсекли несчастному Актеру голову, которую тот, в лучших традициях театра абсурда, потом носил перед собой на руках. Дальше хуже — Актера положили в прозрачный саркофаг, и жена Ниночка (Ирма Витовска), переодевшись в Мерилин Монро, затаскиваясь дамской папиросой, многозначительно произнесла, что виноват во всем этом он сам. Вот такие они женщины. Сначала говорят, что им нужен реальный мужчина с реальной зарплатой, что лучше тот мужчина, кто ест икру из прихоти, а не овсянку из принципа, а затем так подло и беспардонно «бросают»...
Самое яркое впечатление от «Маринованного аристократа» — это, безусловно, прекрасная, блестящая актерская игра. Даже трудно кого-то выделить, невзирая на то, что госпожа Коваль своего «Аристократа» писала адресный, персонально для Алексея Вертинского. Он был, как всегда, на вершине мастерства. Рядом с ним на этой же вершине в течение всего представления хватало места для Валерия Легина, Виктории Авдеенко, которую театрал со стажем помнит еще по работе в Экспериментальном театре Валерия Бильченко, Ирмы Витовской, которой в этом представлении пришлось сделать несколько совсем разных сценических образов. А вот относительно абсурда как жанра этого спектакля и особенно финала представления вопросов таки богато. Мы люди современны, «Ожидая Годо» и «Голомозую певицу» читали и абсурд уважаем. Но в «Маринованном аристократе» почему-то очень хотелось какого-то более логического, более человечного финала. В конечном итоге, Актер, который так любил свою профессию, жену, страну, братьев Кличко и княгиню Ольгу, такого бесславного пути в потусторонний мир не заслужил. Хотя, с другой стороны, это и является абсурдом: не заслужил, но получил...
P. S. К слову, следующая, уже седьмая за сезон, премьера в Молодом театре обещает быть значительно реальнее. Евгений Курман репетирует «Старшего сына» Вампилова и обещает успеть с премьерой до июня. Вспоминаете фильм из Караченцовым и Леоновым в главных ролях? Никакого абсурда, все очень реально. Можно надеяться, что в таком же душевном русле будет выдержанное и одноименное представление в Молодом театре, который, по словам Станислава Мойсеева, решил повернуть в украинский театральный контекст Вампилова.
Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ