
Драгоценности и украшения всегда были актуальны. И особенно среди мужчин. Впрочем, представители сильной половины человечества использовали украшения не только с утилитарной целью. Среди них всегда находились любители, жаждущие похвастать своими сокровищами. Часто даже в ущерб здравому смыслу и элементарному вкусу.
Одним из самых известных щеголей был римский император Гай Юлий Цезарь Август Германик (12-41 гг.), более известный как Калигула. Современники Калигулы отмечали просто-таки болезненную страсть императора к драгоценным безделушкам. Порой на кесаре красовалось нескольких килограммов украшений. Драгоценными камнями были инкрустированы даже его сандалии.
Не меньше прославился своей коллекцией аксессуаров и король Польши Август ІІ Сильный (1670-1733 гг.). Ордена, эполеты, аграфы для шляп, ножны, пряжки, табакерки, не говоря уже об огромном количестве перстней и подвесок разошлись по коллекционерам. Также масса карманных часов, копии которых часто попадают в руки раритетных коллекционеров или мастеров, которые делают ремонт часов. Все оригинальные предметы были сплошь из драгоценных металлов, инкрустированы алмазами, рубинами, изумрудами, сапфирами, агатами. За один только самый крупный в мире зеленый бриллиант, получивший название “Дрезденский”, он заплатил около 4 т. золота. Почти все украшения для Августа Сильного сделал великий ювелир начала XVIII в. Иоганн Мельхиор Динглингер.
Большим охотником до всяческих безделиц, особенно, был и последний российский император Николай ІІ (1868-1918 гг.). У него была даже записная книжка со своеобразной описью его драгоценностей, которую он тщательнейшим образом заполнял собственноручно.
Ювелирная работа Михаила Врубеля
В запасниках Киевского музея русского искусства 121 год пролежал эскиз броши, предположительно — мужской, принадлежащий перу великого художника Михаила Врубеля, — небольшая золотая планшетка с двумя переплетенными подковами, усеянными сапфирами и бриллиантами.
Рисунок датируется 1886 г., и остается неизвестным, был ли он выполнен по чьему-то заказу или должен был стать началом “ювелирного периода” в творчестве живописца. Хотя аргументом за то, что по этому рисунку собирались делать украшение, является популярный для конца ХІХ в. мотив — две подковы.
Киевские ювелиры, создавшие по этому эскизу готовое изделие, уверены, что рисунок носил прикладной характер. “Мы только воссоздали точные параметры, заложенные Врубелем: 750-я проба золота, по 18 сапфиров и бриллиантов, длина — 48 мм, ширина — 15 мм, высота — 5,5 мм, масса — 9 г”, — рассказывает Игорь Лобортас, директор ювелирного дома “Лобортас и Карпова” (г.Киев; изготовление и продажа ювелирных изделий; с 1995 г.; 65 чел.).
Брошь выполнена в стиле романтического авангарда; очень стильная, она вполне могла украсить лацкан чьего-нибудь фрака или смокинга или служить галстучной булавкой. Впрочем, это только догадки. Кстати, доподлинно неизвестно, была ли изготовлена брошь при жизни Врубеля. Современный же ее аналог пока существует в единственном экземпляре и хранится в Киевском музее русского искусства. Желающим приобрести “брошь Врубеля” ювелиры пообещали изготовить еще 10 украшений, правда, добиваться идентичности с рисунком мэтра мастера не планируют. Все 10 экземпляров будут хоть немного, но отличаться друг от друга.
Ювелирные пристрастия А.С.Пушкина
У Александра Пушкина был любимый перстень-печатка, который поэт считал своим талисманом. Это большое золотое кольцо витой формы с крупным сердоликом и резной восточной надписью. Досталось оно Пушкину от графини Елизаветы Воронцовой накануне его отправки в Михайловскую ссылку в 1824 г.
Со временем поэт стал приписывать печатке магические свойства, считал надпись на ней каббалистической. Позже востоковеды перевели “таинственную” надпись: “Симха, сын святого старца Иосифа, пусть будет благословенной его память”. Ничего таинственного в печатке не оказалось, но Пушкин верил, что кольцо обладает чудодейственной силой. Ему он посвятил не одно стихотворение. Самое известное — “Храни меня, мой талисман…”.
С помощью кольца поэт запечатывал важные письма… Перед своей смертью Пушкин подарил печатку Василию Жуковскому, своему “побежденному учителю”. После смерти Жуковского его сын передал реликвию Ивану Тургеневу, а тот завещал кольцо Льву Толстому, которому, впрочем, оно не досталось.
Полина Виардо отослала кольцо в Пушкинский музей при Александровском лицее, откуда его украли в 1917 г. Было у Пушкина и еще одно любимое кольцо с изумрудом квадратной формы. Носил он его на большом пальце правой руки. После смерти Пушкина оно досталось находившемуся до последней минуты рядом с поэтом Владимиру Далю. Сегодня этот перстень хранится в музее поэта в Санкт-Петербурге.