
12 апреля 1961 года советский летчик Юрий Гагарин стал первым человеком, который полетел в космос. На эту дату теперь приходится сразу несколько праздников: Международный день полета человека в космос, День Космонавтики и День работников ракетно-космической отрасли Украины.
Мечты человека о внеземных путешествиях часто переносились на киноэкран. Космические эпопеи не только щекочут нервы, но и создают определенный автопортрет их творцов.
Например, для советских кинематографистов космические путешествия были не просто героическим актом, но и способом духовного самосовершенствования, и советские космонавты летели к звездам, чтобы найти дружественные формы жизни и пропагандировать коммунизм.
В то же время для американцев космос был только холодным враждебным местом, где жили агрессивные и непохожие на людей существа, и где каждый день оборачивался борьбой при жизни. Американцы традиционно много внимание уделяли технике, не ограничиваясь, как советские коллеги, общим показом кнопочек и лампочек на импровизированной панели управления.
Путешествие на Луну(реж. Жорж Мельес, Франция, 1902)
Братья Люмьеры были основателями реалистичного направления кино, а вот другой француз - Жорж Мельес - стал первооткрывателем жанра кино-фантастики. Он начинал как иллюзионист, и его ленты переполнены эксцентрикой и разнообразными визуальными трюками. Для своих фильмов Мельес лично разрабатывал спецэффекты, в частности, использовал многократную экспозицию и стоп-кадры.
На своей студии режиссер снял огромное количество короткометражных лент, большинство из которых потеряны. После своего банкротства Мельес лично сжег негативы своих работ. К нам дошли только незначительное количество сохраненных материалов, среди которых выделяется фильм "Путешествие на Луну" в 1902 году, что тот до нашего времени очаровывает богатством декораций, спецэффектами и акробатическими номерами, о тренировках, и подготовке астронавтов режиссер изложил в своих лентах.
Лента длится около тринадцать минут и рассказывает о группе астрономов, которые отправились в космическое путешествие. Эти чудаки в средневековых колпаках и мантиях залезли в снаряд, которым стреляла громадная пушка.
Снаряд попадает в глаз Луне (этот кадр сегодня является одним из растиражированных) и впоследствии герои вступают в контакт с местными жителями. Однако две цивилизации не смогли достичь взаимопонимания и астрономы были вынуждены вернуться на Землю, сбросив свой снаряд из края месячного диска.
Космический рейс (Василий Журавлев, СРСР, 1935)
Лента "Космический рейс" была снята на Мосфильме при непосредственном участии К. Циолковского, который стал техническим консультантом фильма. В отличие от "Аэлиты", снятой в 1925 году Яковом Протазановым, в "Космическом рейсе" уже нет и намека на авангардистские поиски и сложные метафоры - там лишь факты, которые не противоречат тогдашней науке.
Действие фильма происходит в Москве 1946 года. Она представляется творцам фильма прекрасным мегаполисом с широкими проспектами, наземными электричками и высокими зданиями. Над городом вздымается Дом Советов.
И как раз напротив него стоит прекрасный небоскреб космического центра, в котором немолодой, но еще преисполненный сил профессор Седых пытается полететь в первое в мире месячное путешествие на ракете "Иосиф Сталин".
Ему пытается помешать руководитель центра профессор Карин, чьи подопытные животные еще ни разу не возвращались с космоса живыми. Но Седых вместе с помощницей Маринкой и неугомонным пионером Андрюшей, который хитростью пробрался на корабль, отправляются в полет на Луну.
В "Космическом рейсе" не найдешь объяснения конструкции ракеты, механизма возвращения модуля на Землю или процесса переработки замерзшей месячной атмосферы на кислород (с помощью этого герои пополняют свои запасы дыхательной смеси).
Зато консультант Циолковский очень детально объяснил, что происходит с человеком в состоянии невесомости и как будут двигаться космонавты на Луне. В фильме можно найти интересные идеи относительно того, как преодолеть перегрузку во время взлета или как предоставить ускорение ракете. А еще в "Космическом рейсе" можно услышать новые слова: "космоплан", "астронавт" или "потеря весомости".
Планета бурь (Павел Клушанцев, СРСР, 1961)
Русский режиссер, оператор и писатель Павел Клушанцев был влюблен в космос. Он специализировался на комбинированной съемке и применял свои знания, снимая документальные и игровые картины на космическую тематику.
Наибольшую славу на поприщах СССР испытала его игровая лента "Планета бурь", которая рассказывала о путешествии трех космических кораблей с советско-американскими экипажами на Венеру.
На подступах в Венеру исследователи теряют один корабль с экипажем. Другие добираются до планеты. Во время исследовательской экспедиции советский космонавт и его американский коллега со своим роботом открывают, что на Венере живут динозавры и другие чудаковатые существа. Они едва не погибают, спасаясь от опасностей, которые приготовила им враждебная планета, но товарищи вовремя приходят на помощь
В этом фильме Клушанцев прибег к комбинированным съемкам, в том числе подводных, и применял специальные эффекты, которые были революционными для советского кино того времени. В Советском Союзе фильм сначала встретили прохладно, зато он неожиданно получил вторую жизнь в США. "Планету бурь" купил знаменитый продюсер фильмов категории "Б" Роджер Корман.
Конечно, он не собирался выпускать наивный советский фильм в первобытном виде. Монтажем и съемками занимались Кертис Гаррингтон и будущий режиссер "нового Голливуда" Питер Богданович. В итоге появились два фильма на космическую тематику "Путешествие на планету доисторических животных" (1965) и "Путешествие на планету доисторических женщин" (1968).
Туманность Андромеды (Евгений Шерстобитов, СРСР, 1967)
Любители советской кино-фантастики сразу же назовут самые знаменитые фильмы об освоении космоса: "Москва-Кассиопея" (1973), "Отроки во Вселенной" (1974), "Через терны к звездам" (1980). Однако мы в этот раз вспомним другой известный советский фильм - "Туманность Андромеды", снятого за одноименным романом Ивана Ефремова на киевской Киностудии им. Довженко.
Это первый фильм из так и не снятой трилогии, которая должна была бы охватить весь роман. Действие картины разворачивается в недалеком будущем, когда коммунизм окончательно победил на всей планете, а люди и инопланетяне объединились в содружество.
В картине разворачиваются две параллельных истории: в одной идет речь о жизненных поисках бывшего руководителя "Внешними станциями" Дар Ветра, который устал от руководящей должности, а в другой - о кораблекрушении космического "Тантра", которого притянула на свою орбиту Железная звезда.
Космонавты узнают, что на звезде разбился инопланетный корабль и пытаются исследовать его. Однако около корабля живут таинственные монстры и один из членов экипажа становится их жертвой.
Но в отличие от "Чужого", который эксплуатирует похожую тему, "Туманность Андромеды" не акцентирует внимание на образах космитов и сосредоточивается на моральных и духовных рефлексиях главных героев относительно их гражданского долга и общечеловеческого назначения.
Также советские кинематографисты не проникались техникой будущего, снимая звездолеты общими планами. В фильме имело действия, однако очень много разговоров, поэтому смотреть его можно только из спортивного интереса. Самый веселый момент в фильме, когда героиня показывает пальцем на покинутый космический корабль и говорит "Это чужой"! А на столе Дара Ветра можно увидеть устройство, похожее на ноутбук.