Новости культуры и искусства

Захватывающая инсценизация поэзии Свидзинского

Четверг, 3 ноября 2011 г.
Просмотров: 1892

вечер поэзии

24 октября в киевском театре «Созвездия» состоялась премьера спектакля «Три радости» по мотивам поэзий Владимира Свидзинского (1885-1941).

Играли не только профессиональные актеры, но и журналисты, поэты, музыканты. Это - Наталья Сопит, актриса и ведущая «5-го канала» (документальный сериал «Игра судьбы»), поэт и телередактор Елена Степаненко, певица Илария, лидер группы «Холодное солнце» Василий Гоцко, актриса Ирина Бондаренко, студентка актерского факультета Университета культуры и искусств Дарья Кривошей.

Грандиозный парадокс: в 1920-1930-ые годы, что на них приходится основное творчество Свидзинского, этого поэта почти не знали, его редкие публикации вызывали только негативную критику, и только очень узкое коло ценило его стихи (среди них, такие люди, как Тычина и Йогансен). Но после трагической гибели - арестованных Свидзинского в 1941 году сожгли в сарае энкаведисты, когда увидели, что не успевают эвакуировать его и других узников перед наступлением немцев - удивительным образом он не стал типичным «забытым поэтом». Более того, сегодня Свидзинский превратился в одну из главных фигур украинской поэзии первой половины ХХ века, его чуть ли не активнее из всех публикуют и исследуют. Только за последний год его произведения появились печатью в двух издательствах. А вот теперь есть и представление. Кстати, на премьере присутствовала главная исследовательница творчества Свидзинского - Элеонора Соловей.

Сергей Архипчук

В создании спектакля по стихам Владимира Свидзинского режиссер Сергей Архипчук, очевидно, должен был сделать выбор. Выстроить выразительно целостный сюжет, лишь опираясь на поэзии, или поставить акцент на инсценизацию каждого стиха и обобщить их определенными мотивами и символами? Режиссер избрал второй вариант. Это, конечно, создало неплохое пространство для естественности. И для, условно говоря, более актерского, чем режиссерского театра. Как следствие, каждый стих фактически превратился в отдельную зарисовку, или клип. Одни тексты декламировали ритмично, другие в более повествовательной манере. Где-то произведение инсценировали действием, где-то символами (свечи, раковины, камни и другие достаточно мелкие объекты, которые вынуждают концентрировать внимание), где-то музыкой (клавесин, контрабас, гонг, зрел). Такое чтение стихов захватывало, будоражило и вызывало бурю эмоций, если вы играли в counter strike, то это ощущение можно сравнить с первой игрой, тебя втягивает в круговорот и на одном дыхании в надрыве ты проходишь свой путь. Соответственно, одни сцены к стихам вышли лучше, другие хуже, с явными самыми удачными, самыми динамическими точками в начале, в середине и в конце.

Наталья Сопит

Спектакль апеллирует к универсальным мотивам и состояниям души, чаще всего это любовь. Поэтому не возникло особенной потребности в сильном подчеркивании конкретно-исторических реалий. Возможно, это на лучшее, слишком же приятно, что избежали барабанно-патриотических опасностей. Единственное, что недвусмысленно наталкивало на мысль о времени и судьбе поэта (кроме общей драматической напряженности) - это внешность актеров, их прически и одежда, преимущественно выдержаны в ретро-стиле. Подчеркивая каждого героя отдельно, Архипчук, конечно, рисковал. Ведь выступали не только профессиональные актеры, и кого-то могло «занести». Порою и действительно «заносило», не обходилось и без переигровки. Но в целом игралось на неплохом уровне, наиболее пластичной актрисой можно назвать Наталью Сопит, а самого степенного в воплощении образа - поэта Елену Степаненко.

Еще один выбор, который стоял перед авторами представления, - это выбор стихов. Творчество Свидзинского очень неоднородное. Часть его произведений более урбанистическая, часть - романтично естественная. Одни тексты скорее наполненные силой и борьбой, вторые - сентиментальные. Более прозрачные и более изобретательные. В «Трех радостях» были представлены разные стихи, но больше все же сентиментальных и романтичных. Возможно, ради ориентации на более широкого зрителя, а может, для большей слаженности постановки.

А вообще представление вышло достаточно интересным и эмоциональным, не «тяжелым», а «душевным». И в очередной раз продемонстрировало широкие возможности симбиоза поэзии и сцены. Ведь даже на материале тех же стихов можно еще сделать более сюжетную или, наоборот, экспериментальную постановку. Пока что же стоит всходить на представление в «Созвездие» от Архипчука. Следующий показ «Трех радостей» состоится 9 ноября.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)