
В конце года Национальная филармония порадовала любителей классической музыки несколькими интересными концертами. Это и сценическая версия «Моцарта и Сальери», и традиционная «Прощальная симфония» «дедушки венского симфонизма» Йозефа Гайдна в исполнении Киевского камерного оркестра, где его руководитель Роман Кофман выступает не только дирижером, но и скрипачом, и, наконец, прекрасные гастроли харьковского пианиста, который в настоящий момент живет в Сиднее, лауреата многочисленных международных конкурсов (в том числе знаменитого конкурса пианистов в японском городе Хамамацу) Александра Гаврилюка.
Вообще, филармонические абонементы — «Искусство фортепианной игры» и «Скрипичная музыка» — одна из самых главных составляющих музыкальной жизни современного Киева. В условиях кризиса гастрольной системы академического исполнительского именно абонементные концерты обеспечивают гастрольную компоненту филармонических сезонов.
Именно в рамках филармонических абонементов слушатели получают возможность услышать шедевры «золотой сотни» популярного классического репертуара в наилучшем выполнении отечественных и зарубежных солистов. Известно, что у филармонических абонементов своя публика — настоящие меломаны, почитатели и знатоки живых, а не законсервированных в записях исполнительских традиций. В конечном итоге, именно абонементные концерты устанавливают оценочную планку для столичных музыкантов и столичной публики, давая первым и вторым возможности сопоставления и сравнения.
Последние концерты абонемента №7 — «Искусство фортепианной игры» — были действительно неординарными событиями. И не потому, что перед киевлянами выступали лауреаты многочисленных международных конкурсов и обладатели престижных музыкальных наград. Два клавирабенды — москвичей Вадима Руденко и Павла Нерсесяна — и выступление с симфоническим оркестром Национальной филармонии Александра Гаврилюка из Австралии — запомнились, во-первых, интересной компоновкой программ. Вадим Руденко построил свой концерт из произведений Иоганна Себастиана Баха, Франца Шуберта, Йоганнеса Брамса и Фредерика Шопена. Пианист будто умышленно избежал фортепианной музыки классицизма (Моцарта, Бетховена), акцентировав внимание слушателей на параллелях, которые возникают между временем барокко (Бах) и романтизма (Шуберт, Брамс, Шопен).
Одноаффектность баховской Партити (где каждый из танцев выражает только одно эмоциональное состояние) корреспондировала с «мгновенностью» романтичных пьес (экспромта, вариаций, прелюдий), которые не столько демонстрируют развитие чувств, их взаимопереходы и превращения, сколько фиксируют нынешнее состояние, во всей его неповторимости и чувственной полноте. Павел Нерсесян, напротив, «заполнил» пространство классико-романтического пианизму — начав свое выступление из Пятнадцатой сонаты Бетховена и завершив его Второй венгерской рапсодией Ференца Листа. Александр Гаврилюк выступал с симфоническим оркестром филармонии и исполнил два фортепианных концерта — Первого Сергея Рахманинова и Первый Ференца Листа. Невзирая на такую, на первый взгляд, разную компоновку программ, все пианисты представляют романтичный тип исполнительского, с характерными для него тонкой прорисовкой деталей, изысканным звуком, агогичными сдвигами, доминированием открытой эмоциональности и совершенной виртуозности.
Включение к выступлениям «хитов» мирового фортепианного репертуара (скажем, Второй рапсодии Листа или 24 прелюдий Шопена, концертов Рахманинова или Листа), выполнения на «бес» хрестоматийных пьес (таких, как до-диез минорный Вальс Шопена или «Рондо в турецком стиле» Моцарта), в которых меломанам известна буквально каждая нота, свидетельствует об особенно ответственном отношении гастролеров к выступлению в Киеве.
И это не удивительно, ведь киевская публика — особенная, эмоциональная и доброжелательная.
Кстати, транскрипция «Рондо в турецком стиле», которую выполнил на «бес» Александр Гаврилюк, также напомнила о романтичном пианизме — кунтштюки чисто листовского сорта, эффектные контрапункты и фактурные гиперболы, которые требуют уникального технического мастерства, — все вызывало восхищение слушателей, вероятно, такое же, которое вызывали одно время выступления в Киеве славных романтичных виртуозов, — Листа, Рахманинова, Горовица...
Юрий ЧЕКАН