
На два гастрольных дня в Киев Большой театр привез 120 человек, две машины декораций и один балет — «Лебединое озеро» в трактовке Юрия Григорьевича образца 2001 года. Однако пресс-конференция, что предшествовала выступлениям, оказалась малочисленной. Сетовать здесь след на московский грипп, который именно разошелся в русской столице и заразил часть балетной труппы.
Через болезнь на пресс-конференцию не появился Зигфрид (Андрей Уваров), состояние здоровья танцовщика было не такой уже угрожающий, но руководство решило поберечь его к выступлению. Поэтому за творческий коллектив пришлось «отдуваться» Одетты-Одилии (Надежде Грачевой), которая оказалась немногословной и еще сначала лаконично заявила, что актеры говорят ногами, поэтому, мол, извиняйте, господа журналисты, «послушаете» меня завтра послезавтра. Хотя позже удалось таки «раскрутить» балетную приму на информацию относительно ее работы. «Для образа Одетты я взяла кое-что от себя, я ее почувствовала сразу — она такая нежна, впечатлительна.
А вот из Одилией было сложнее. Чтобы ее сыграть, пришлось накапливать жизненный опыт», — рассказала балерина, которой интересно, когда балетмейстер-постановщик лепит из нее что-то новое.
Вообще киевской поездки не было в гастрольных планах Большого. Но высокое искусство не знает пределы, если есть большое желание. Вот благодаря этому желанию, за признанием заместителя генерального директора Большого Антона Гетьмана, в очень напряженный декабрьский график удалось втиснуть два выступления знаменитого русского театра. Если верить словам гостей, то приезд в Киев для них — настоящий праздник, а работа с замечательной труппой Киевского театра оперы и балета — одно удовлетворение. А наибольшей проблемой пребывания москвичей в украинской столице стала невозможность удовлетворить желание всех, кто хотел попасть на спектакль, хотя, за наблюдением автора этих строк, на вечер пятницы в театральной кассе еще можно было взять билеты «средней руки» — за 200 гривен.
Однако ни у кого не остается сомнений, что Большой театр — лучший в России и уникальный в своем роде. Русский Большой сегодня — это мощная художественно-финансовая учреждение, у которого кое-кому можно кое-чего поучиться. Скажем, в ноябре 2002 года Большой получил вторую сцену, так называемую Новую — отдельную от исторической здание, которое вмещает 900 зрителей.
Оба театра соединены между собой подземным переходом, однако отличаются за репертуаром: если основная сцена продолжает придерживаться традиций классики, то Новая открыта для поиска и экспериментов. Большой театр пытается идти в ногу со временами, потому хвалится постановкой всемирно-известных мюзиклов, среди которых был знаменитый «Нотр Дам где Паре» Ролана Пете.
Таким образом ежегодно на обеих сценах идут приблизительно 500 представлений, иногда даже бывают так, что за один вечер в Большому проходят два полноценных балетных спектакля, говорит художественный руководитель балета Борис Акимов. Еще бы, ведь одних танцовщиков балета в театре 230 человек. Стоит заметить, что все актеры Большого театра работают за трудовым контрактом, равно как и художественное руководство.
Приблизительно пять месяцев на год — с мая по сентября, когда в Москве наступает мертвый театральный сезон, актеры Большого проводят время в гастрольных турах. Создается впечатление, что какой бы привлекательной не казалась заграничная поездка, россияне не в восторге от такого способа заработки денег: «Страшно подумать, что через две недели у нас опять гастроли — в Париже», — вырвалось у Антона Гетьмана. Подмогой Большому является Опекунский совет, который занимается театром из XVIII века. Этот орган, куда входят представители большого русского бизнеса, обеспечивает чуть ли не десять процентов годового театрального бюджета. «Их деятельность абсолютно не касается творческой стороны, их цель — финансовая поддержка», — клятвенно заверял киевских журналистов и театральных критиков заместитель гендиректора. По его словам, опекуны Большого — большие театралы и заинтересованные в развитии театра, «а в финансовых вопросах разбираются лучше, чем мы». Привилегия меценатов — только выбор проекта, которому они желают редоставить финансовую поддержку.
Наталья МАЛИЦКАЯ