
Аукцион, который должен был собрать коллекцию произведений для Национального художественного музея, превратился в тусовку и кое-кому напоминал каменный возраст
Событие, которое уже предварительно начали называть «Днем меценатов», где-то полгода раскручивалась на сайте www.iac-ua.info и еще за несколько месяцев привлекла к себе внимание прессы. Благотворительный аукцион, на котором, за задумкой Института актуальной культуры, планировалось продать втридорога записные книжки, черновики, фотографии, розкадровки известных авторов, сразу нашел много финансовых и информационных спонсоров.
Идея подарить на вырученные из аукциона деньги нормальную коллекцию современного искусства для Национального художественного музея, которому скоро «стукнет» сто лет, растопила не одно ледяное сердце.
Четыре десятки художников бесплатно дали на аукцион свои работы: театральные режиссеры Виктюк и Жолдак — фото из представлений с собственными подписями, художники Ройтбурд, Гнилицкий, Подольчак, Чичкан, Братков — кто картины, кто фотографии, кто инсталляции. Олесь Санин пожертвовал кадры из фильма «Мамай», Юрий Илленко — розкадровки из «Молитвы». Писатели Андрухович и Покальчук оторвали от сердца черновики уже напечатанных произведений. А в день проведения аукциона оказалось, что меценатов, ради которых и организовали этот праздник, на нем нет.
Много коллекционеров, среди которых, например, Людмила Березницкая и Марат Гельман, взяли по каталогу, пожались руки знакомым и поехали домой. Публика, в основном кураторы и журналисты, сплотилась около фуршетных столов, потому ведущим Ларисе Руснак и Игорю Подольчаку пришлось приложить незаурядные усилия, чтобы сосредоточить общее внимание на выставленных лотах.
Даже сравнительно низкая цена — 650 гривен, которые должны были покрыть расходы организаторов, — не вызывала симпатию почти ни у кого. Через полчаса нудного торга лоты в конце концов продавали или по стартовой цене (например, известный портрет Кучмы из хаером и надписью «Все четко»), или с минимальной наценкой, в среднем 750 гривен (почти все лоты). Покупали только те, кому, как заметил ведущий Юрий Подольчак, «выгодно засветиться». Например, главный редактор «Столичных новостей» Владимир Кацман за картину Ройтбурда сразу дал тысячу гривен, прорекламировав, соответственно, и свое издание. Наивысшие цены на аукционе были даже несерьезными. Записная книжка Андруховича и фотопортрет Ильи Чичкана, которые удостоились наибольшего внимания, удалось сбыть аж за... 1100 гривен. Да и то блокнотик Андруховича купил ведущий аукциона Юрий Подольчак.
Обещанных политиков, дипломатов, бизнесменов, конечно, не было. На вопрос: «Где же они?» организаторы, среди которых, в частности, и основатели «Фонда Мазоха» Подольчак и Дюрич, происходили фразами типа: «Актуальный вопрос к прессе...» или и просто: «А как вы думаете?». Другие искусствоведы, которые пожаловали на аукцион, но не были связаны званием организаторов, говорили то, что, собственно, было в действительности. Например, куратор Юрий Онух отметил, что многие коллекционеры только появились на пороге и сразу исчезли, потому что, «скажем так, не все произведения отвечают требованиям высокого искусства. А вероятно, не каждый коллекционер хочет выглядеть в глазах журналистов скрягой. Конечно, если он пришел на аукцион, он должен что-то купить. Другой выход — пойти из аукциона». Коллекционер, который держит наибольшую коллекцию картин в прежнем Советском Союзе, Игорь Диченко высказался еще острее: «Я побывал во многих странах, объездил весь мир, меня знают как известного коллекционера, потому имею право так говорить. Так называемый аукцион — это псевдофарс, в котором принимают участие плохие актеры. Посмотрите на покупателей — это люди, которые вовсе не понимают в искусстве, но хотят показать себя его знатоками. Однако, чтобы купить хоть один лот, предложенный здесь, нужно быть действительно идиотом, безумным или варягом. Художники молодежи, хотят всего и сразу, они пытаются воспроизвести в одном кадре все, что видят и хотят видеть. Но так никогда не бывают, потому это и видно по их картинам. Картины, так же, как инсталляции и фото, не имеют ничего общего с настоящим искусством. А когда учесть то, что так называемые мастера давали на этот аукцион работы по принципу: на тебе, нем божье, что мне не пригожее, то вообще нудят. Я уже давно не был на выставках, никогда не посещал массовые творческие мероприятия. Все думал: законсервировали Советы наше искусство надолго, ездил по другим странам. И этот аукцион — или не первое разрекламированное событие, на которое я пришел через многие годы. А теперь пришел и думаю — Боже, какие «мраки», который каменный век! Теперь пусть меня лучше закопают, не буду ходить больше по таким украинским аукционам».
Как замечает известное кураторство Виктория Бурлака, наш художественный аукцион был больше похож на большую тусовку «встретились-поговорили», где собралось много знакомых между собой людей (кстати, ни Ройтбурд, ни Покальчук, ни Андрухович, ни, понятно, Виктюк на распродажу так и не пришли). И те, кто пожаловал, попили винца, посплетничали да и разошлись. Единственным, кто однозначно одобрил проведенный аукцион, был Анатолий Мельник, директор Национального художественного музея. В конечном итоге, что ему говорить, ведь за деньги, вырученные из аукциона, будут покупать коллекцию для возглавляемого им музея. Но, учитывая такой «негустой» выторг следует ожидать, что за такие деньги можно будет купить только рамы и подрамники к будущим картинам.
А МЕЖДУ ТЕМ
В раритет превратилась трембита украинской певицы Русланы, с которой она выступала на сцене «Евровиденья». Во вторник ее было продано на благотворительном аукционе во Львове. Инструмент приобрел украинец американского происхождения. Торги стартовали из четырехсот гривен, а на исходе аукциона за трембиту дали тринадцать тысяч гривен.
Деньги благотворители оставят в Украине и направят в поддержку незрячих. Организаторы аукциона планируют приобрести звуковые сигнальные аппараты для светофоров, информируют «Факты» (ICTV).
За Кучму, даже из хаером, больше 650 гривен никто давать не хотел.
Алина СТРИЖАК