
Определено, многие вспоминают времена «Перца». В детстве мне этот журнал нравился прежде всего тем, что понять суть карикатур, которых там было огромное количество, не вызывало трудностей — большинство были красноречивыми, в подписях и объяснениях не нуждались.
Ну, а о том, что рассматривать его было интересно и номера были затертыми почти до дыр, определено, напоминать не надо. Сейчас, когда и «Перец», и другие журналы и газеты, которые специализировались на карикатурах, канули в лето, рисованные ироничные, сатирические, юмористические истории исчезают с страниц периодики.
«В основном этот жанр живет на конкурсах и выставках», — говорит председатель правления Ассоциации карикатуристов Украины Константин Казанчев. Одна из таких выставок прошла в Тернополе. Экспозиция демонстрировала работы конкурса «Опасно: коррупция».
«Конечно, хотелось бы приехать с веселой выставкой, но эта о коррупции», — отрекомендовал представленное господин Казанчев. На нынешний конкурс сорок участников представили около 400 работ. Все они разные — отличаются и стилем, и манерой подачи. Можно найти и детально прорисованные. Но больше всего радует, что каждый из карикатуристов представил оригинальное виденье проблемы, уловил суть.
Как известно, правильно поставленный вопрос — это уже половина ответа на него, поэтому, можно считать, что карикатуры, кроме как просто демонстрируют определенный гандж, вызываются к его искоренению. Смех же, помним, лучший врач. И от коррупции тоже.
Высокий уровень карикатур — не просто желание прорекламировать свое: несмотря на то, что этот жанр в стране, как считает господин Казанчев, вымирает, украинцы среди лучших карикатуристов мира. Возможно, связано это с особенностью стиля.
— Карикатура сугубо визуального уровня более философская. В других странах ее рисуют в основном со словами. Там, если есть карикатура без слов, то это или наш эмигрант ее рисовал, или это очень редкий случай. Например, в Израиле была политическая карикатура, но не было смешной и карикатуры без слов, потом наши эмигранты принесли другое виденье этого жанра. В карикатуре нужно видеть суть явления. Но нарисовать это не просто — это будет чертеж, а подать суть с трюком, вывернуть ее на другую сторону, использовать методы карикатуры — гиперболу, сопоставление того, что не сопоставляется. Карикатура без трюка — это иллюстрация.
— Карикатура приходит с жизни: надо внимательно присматриваться, когда случаются интересные события или ситуации, записывать их. А потом это автоматически находит отражение. Сюжет может появиться и в транспорте, и во время разговора. Может, даже сейчас разговариваем, а впоследствии «выстрелит» в голове — и сюжет готов. Это какое-то таинство. Трудно объяснить, — улыбается господин Майоренко.
Карикатурой он интересовался еще с детства. Шутит, что после скрупулезного изучения «Перца» и «Крокодила» мог рисовать НАТовца, Гитлера и дяди Сема с закрытыми глазами. После института занялся детской книжной графикой. Отмечает, что там рисунок близок к карикатуре — дети воспринимают мир с юмором через смешные и юмористические образы. Что же касается того как меняется виденье карикатуры, отвечает, что с годами шлифуется технический уровень, «да и мозг шлифуется, появляется мудрость».
Выставка собрала заинтересованных гостей, они отметили высокий уровень экспозиции как в техническом плане выполнения работ, так и в освещении темы коррупции. А председатель Ассоциации украинских карикатуристов пообещал передать кое-что с выставки в областной художественный музей, чем несказанно позабавил и директора учреждения, и жителей, небезразличных к этому жанру.