
Его хорошо видно из трассы за Долиной. Прямо по курсу появляется высокая гора, на которой отблескивают золотом купола храма. Или не отблескивают, если погода не солнечная. Монастырь Преображения Господнего в Гошеве включен в перечень популярных туров выходного дня. Поехали посмотрим.
Путешествие около часовенки святого Ануфрия
Чтобы попасть к монашеской обители, придется «покорить» Ясную Гору. Сделать это можно двумя путями. Большинство туристов автобусы доставляют асфальтированной дорогой прямо под монастырские врата. Однако во время прощ дорога забита автотранспортом, и на гору надо идти пешком. Сразу предупреждаю, что подъем достаточно крутой, придется немного попотеть.
Тропу используют в качестве Крестной дороги, о чем напоминают численные стации. Среди них выделяется гротоподобная часовенка со статуей святого Ануфрия. Если вы его увидели — значит, к вершине уже недалеко. Главным атрибутом старца является длиннющая борода, которая с успехом заменяет ему нательное белье. Ануфрий считается покровителем монахов Василиан, поэтому его скульптуры есть в монастырях Бучача, Львова, Рукомиша.
Говорят, что раньше паломники двигались Крестной дорогой не иначе как на коленях, да еще и с горящей свечой в руках. Теперь требования значительно упростили.
За часовней, если посмотреть слева, открывается чудесная панорама на околице. Очень хорошо проглядывается стрийская трасса. Такие вершины военные называют «господствующими высотами». Выгодное расположение монастыря во время Второй мировой использовали немцы, но об этом позже.
Татары и пожары
Крестная дорога выводит нас к монастырским вратам, портал которых украшен мозаичным изображением Девы Марии. Привлекает внимание тот факт, что эти врата невозможно закрыть — нет ни решеток, ни ворот. Следовательно, гостям здесь всегда рады. За аркой справа тянутся бюветы с водой (говорят, целебной). Дальше есть небольшой фонтан, который бьет из-под деревянного распятия. Но объявление, прилепленное к парапету, сурово предупреждает — вода в фонтане не питьевая. Достаточно одного взгляда, чтобы понять причину. Дно фонтанной чаши густо покрыто монетами, что бросают численные паломники. Среди копеек попадаются и бумажные купюры, правда, небольшого номинала.
Только церковь устояла под залпом «катюш»
Напротив бюветов стоит сооружение с монастырскими кельями. Дом расположен на подъеме, из-за чего его правое крыло имеет два этажа, а левое — только один. Туристам вход в келию запрещен — действует так называемое правило клявзуры (лат. clausura — часть монастыря, предназначенная исключительно для пребывания монахов).
Монастырь здесь давно. В 1570 году рыцарь с типично славянской фамилией Кучулад построил небольшой деревянный монастырь в подножии Ясной горы. В следующем веке святыню сожгли крымские татары, монастырь перенесли на вершину — от греха подальше. Татары якобы больше не тревожили, однако начались проблемы другого сорта.
То ли в обитель регулярно попадали молнии, то ли монахи не придерживались правил пожарной безопасности, но монастырь периодически горел. После очередного пожара в 1762 году от кляштора осталась куча головешек. Средств на восстановление не было. Перед монахами появился невеселый выбор — или забираться из пожарища прочь, или надеяться на чудо. Сработал второй вариант. Игумену Йосафату Ленчевичу во сне явилась Богоматерь, которая заверила, что все устроится. Сон оказался пророческим. Вскоре благородная семья Коссаковских пожертвовала деньги и стройматериалы на возобновление святыни. Работы завершили в 1771 году.
Немецкий корень
Новая церковь также была скромных размеров, да еще и деревянной. На то время монастырь был известен своей чудотворной иконой и собирал тысячи паломников. Вскоре стал вопрос о сооружении солидного каменного храма, который бы отвечал статусу отпустового места. В течение 1835-1842 лет по проекту немецкого архитектора Мозера возводят храм Преображения Господнего. Чудотворная икона заняла в нем действующее место и даже спасла церковь от разрушений.
Во время Второй мировой на Ясной горе отаборились немцы, которые обстреливали дорогу в долине. Кельи превратили в казармы, поэтому монахи перебрались в церкви. Красные не смогли взять высоту с набега. После нескольких неудачных атак они накрыли гору залпом «катюш». И здесь случилось еще одно чудо. Когда окончилась стрельба, и монахи вышли на двор, то увидели, что немецкие позиции, заодно с кельями, были фактически стерты с лица земли. Устояла только церковь.
Монастырь закрыли в 1950 году. Потом там были составы, интернат для умственно отсталых детей и даже база отдыха завода «Позитрон». В 1988 году монастырь передали православной конфессии. Но потом числитель протестов обитель вернулась к бывшим владельцам — отцам Василиан.
Храм находился в аварийном состоянии и мог завалиться в любой момент. Помощь пришла из Германии. Архиепископ Майнца отправил сюда профессора Шпендлера, который руководил реставрационными работами. Тогда же немцы установили электронные звоны. Википедия говорит, что таких в Украине больше нет.
Внутри церкви привлекает внимание казальница необычной формы. Она выполнена в виде лодки, в которой стоят два рыбака с сеткой. Это аллегория чуда на Тивериадском озере, когда апостолы поймали чрезвычайно много рыбы. После чего Иисус сказал им, что отныне они будут рыбаками людей, то есть своими проповедями будут привлекать их к Царству Божьему.
Справа находится алтарь с чудотворной Гошивской иконой Матери Божьей. Помолиться перед ней приезжают десятки, если не сотни тысяч паломников. Стены старого храма не вмещают много народа, поэтому рядом построена ротонда Благовещения с прозрачными стенами.
Но икона не является единственным раритетом монастыря. В 2011 году сюда была торжественно перенесена частица Честного и Животворящого креста, которую поместили в пещере с гробом Господним. Во время прощ там постоянно горят сотни свеч и температура почти как в сауне.
Царица Карпат
История здешней чудотворной иконы напоминает приключенческий роман. В начале XVIII века такой себе господин Андрей Шугай с Бережанщины приобрел копию Ченстоховской иконы у заезжего маляра. Шугай был многодетным папой и воспитывал трех малолетних дочек. Когда родителей не было дома, девочки умудрились сжечь дом. От семейного имения осталась одна стена, на которой висела недавно приобретенная икона. Папочка был настолько поражен этим фактом, что почти не ругал юных поджигателей.
Потом вспыхнуло крестьянское восстание, и Шугай отправил детей в более безопасное место — к своему приятелю Николаю Гошовскому. Тот проживал в Дунае, около Перемишлян, и был опекуном Гошивского монастыря. Когда восстания благополучно придушили, дочки Шугая вернулись домой, при этом забыв в гостях икону. За ней отправился отец, который очень дорожил семейной святыней. Мужчины провели длинную беседу, но икону Гошовский не отдал.
В 1736 году образ внезапно засиял, а потом заплакал. Перепуган Гошовский передал икону в римо-католицкий костел в Дунаивцах. Но храм уже имел свои два чудотворных образа, потому третий повесили в уголке, где ее никто не видел. Возмущенный шляхтич забрал образ и подарил его Гошивскому монастырю. 5 августа 1737 года состоялось торжественное перенесение иконы в храм. Сразу начались многочисленные исцеления, которые тщательным образом записывали в книгу, а сама икона получила название «Царица карпатского края».
Среди чудесных случаев трагикомичный случай. В 1743 году на Ясную Гору привезли безумного Степана Лучковича. Парень был буйным, и его держали в кандалах. У дверей храма Степан разорвал цепи и кинулся убегать. Вдогонку рванули шесть родственников.
Безумный спринтер добежал до обрыва и прыгнул вниз. Наверное, в семье Лучковичев эта болезнь была семейной, потому что все его шесть родственников повторили этот маневр. Зрители замерли от ужаса. Крутой склон, острые камни — никаких шансов на спасение. Но через несколько минут на тропе появился полностью пришедший в сознание Стефко, который счастливо добежал до самого подножия и медленно вернулся назад. За ним строем поднимались счастливые родственники. Здесь почему-то вспоминается крылатое высказывание Сковород: «Мир ловил меня, но не поймал».
Когда советы закрывали монастырь, чудотворная икона куда-то исчезла. После возрождения храма мастер Ювеналий Мокрицкий написал копию образа, который освятил сам папа Иоанн Павел II. В 2009 году из благословения апостольской столицы икона была коронована. Золотые короны и одеяния освящал уже новый папа — Бенедикт XVI.