
В Национальном академическом драматическом театре имени И.Франко в четвертый раз в его истории обратились к творчеству русского классика Антона Чехова. Там состоялась премьера представления «Жона есть жона».
Ее сюжет синтезировал семь ранних чеховских рассказов и фрагменты из пьесы «Три сестры».
Согласитесь, в названии представления есть какой-то привкус фатальности. И недаром здесь употреблено вместо нейтрального слова «жена» ироничное - «жона». А вещь здесь в том, что темой этого водевиля является супружеская жизнь - такое противоречивое и непредсказуемое. Поневоле вспоминается, как Константин Симонов в поэме «Пять страниц» объяснял, почему все произведения о любви чаще всего заканчиваются свадьбой. Потому что авторы не знают, что делать с героями потом.
А режиссер-постановщик нового представления Валентин Козьменко-Делинде решил рискнуть. И его риск в полной мере разделяют актеры: знаменитые Поленья Лазовая и Богдан Бенюк и молодежь - Анжелика Савченко, Дмитрий Ступка, Анастасия Корженко, Альона Меметова, Анастасия Чумаченко и другие.
Их герои отчаянно ныряют в море брачной жизни и по большей части как-то держатся на плаву. Ничего не сделаешь, ХIХ век не отмечался либерализмом, и расстаться было нелегко. Ежедневное хождение по острию лезвия зрители наблюдают в течение двух часов.
Картины вырисовываются сочные. Вот, например, мужчина-россиянин читает жене-француженке лекцию об отличии национальных характеров. Все его сравнения, конечно, в пользу россиян. Например: «Француз на пол не плюнет и даме всегда стул подставит, но духа такого у него нет». «Нет», - многозначительно повторяет Богдан Бенюк на языке оригинала.
Публика, конечно, становится свидетелем и сцен супружеской ревности (а как же без этого?), и драм, которые разыгрываются, скажем, за обеденным столом или в спальне. Но не подумайте, ни одной интимной клубнички здесь нет. Все намного прозаичнее - персонажи просто соревнуются. Выясняют, кто сильнее. Да, мол, годится. И кто победит, тот и будет верховодить в семейной жизни.
Вот, сначала побеждает мужчина - он сильнее вырывает волосы с головы супруги. Зато с годами она приобретает силу. И когда благоверный приводит ночью домой непрошеных гостей, она закатывает рукава так, что ему тоже не до шуток. А как вы думали? Жизнь в паре - то не просто любовь-вздох, а борьба двух статей, каждая из которых отстаивает свои позиции. Так закаляются характеры.
Композицию спектакля складывают разные произведения, и это делает ее несколько причудливой: герои внезапно то исчезают то появляются. В частности, из открытых дверей шкафа может выйти горничная или те сами нежданные гости или мужчина, который пришел к любовнице и до пори до времени прячется под столом от жены, которая пришла по тому же адресу.
Визуальный образ рутины, в которую нередко превращается семейная жизнь, удачно создают старинную мебель — ностальгически-трогательные комоды, серванты, кресла, шкафы. Но чеховские три сестры время от времени нарушают это мещанское спокойствие своими монологами о смысле существования. И этот режиссерский ход, как по мне, является абсолютно оправданным, ведь те монологи напоминают зрителям о необходимости хоть иногда взлетать над ежедневной суетой.
Присущее представлению сочетание юмора, иронии, гротеска, драматизма нашло отражение и в музыкальном оформлении: представьте себе коктейль из мелодий, ингредиентами которого являются вальсы Ф. Шопена и Г. Свиридова, Полонез М. Огинского, «Песня Варязкого гостя» из оперы «Садко» М. Римского-Корсакова, «Вечную любовь» Ш. Азнавура.
Достойный музыкальный материал дает возможность актерам выявить свои вокальные и танцевальные способности. И они их используют - на сцене звучит хорошее пение, а Анжелика Савченко и Богдан Бенюк удивляют и незаурядными балетными па.
Конечно, в новом спектакле есть и недостатки. Это затянутые сцены, кое-где отсутствие ансамбля, кое-кто из исполнителей, особенно молодых, говорит нечетко и скороговоркой. Далеким от совершенства является и перевод Нины Новоселицкой, который изобилует руссизмами и кольками на образец: «Вы нанесли мне обиду». Поэтому постановщикам и актерам есть над чем поработать.
Станет ли водевиль «Жона есть жона» одной из любимых зрителем представлений - покажет время. А тема любви, в частности и супружеского, по-видимому, остается для дальнейшего сценического воплощения.