
По развитию музейной отрасли Украина занимает одно из последних мест в Европе. Одна из основных причин кризиса в данной сфере — отсутствие должной поддержки со стороны государства.
Последние годы музеи получали средства только на содержание охраны, минимальную зарплату сотрудников и частичную оплату коммунальных услуг. Еще одна причина — бездействие самих музейщиков. Их пассивность — следствие существующей и поныне системы управления в сфере культуры.
“Выбить” бюджет и распределить — принцип, по которому предпочитают работать руководители “домов муз”, вместо того чтобы включиться в здоровую конкуренцию и получить деньги за качественный продукт. Наши собеседники, характеризуя ситуацию, не раз вспомнили о консервах. И дело тут вовсе не в кулинарных пристрастиях.
Просто обстановка в некоторых учреждениях удивительным образом напоминает обстановку кладовой, где с банок время от времени смахивают пыль. Сами же банки годами не покидают “насиженных” мест.
“Знают ли нынешние руководители музеев, что такое маркетинг? Очень редко среди них можно встретить кого-то, кто понимает, что это философия деятельности любого предприятия, в том числе и музея”, — размышляет Андрей Ковалевский, аналитик группы компаний Advanter Group.
По его словам, интерес к музеям снижается именно потому, что их руководство не понимает сути построения эффективных взаимоотношений с посетителями. И дело даже не в том, что экспозиции или экскурсии не обновляются и музеи Киева становятся неинтересными посетителям. И тем более не в том, что украинцам сейчас не до музеев.
“Часто дело в неспособности руководства музеев ставить перед собой амбициозные цели, составлять грамотный план их реализации и комплексно применять доступные маркетинговые и финансовые инструменты для их достижения. Вместо того чтобы оправдывать свое нищенское существование и отсутствие спроса, руководству музеев следует этот спрос формировать, как это делают ведущие арт-центры и некоторые музеи Украины”, — добавляет эксперт.
Исторически так сложилось, что многие отечественные музеи заняты исключительно своими коллекциями, но никак не ориентированы на работу с аудиторией. И это несмотря на то, что большинство экскурсоводов обладают прекрасными академическими знаниями. Но они совершенно не умеют заинтересовывать слушателей — их рассказ об экспозиции получается сухим и невыразительным, вследствие чего желания вернуться в музей просто не возникает.
Не добавляют очков музеям и статичные экспозиции, которые ни в коем случае нельзя не только потрогать, но и нередко даже сфотографировать.
“Во многом именно этот изживший себя советский стереотип обусловливает отсутствие интереса к музеям, а ведь поход в музей — это развлечение, хоть и образовательного характера”, — поясняет директор и владелец маркетинг-консалтингового агентства Business2People Антон Белецкий.
По его словам, исторические, научные, литературные музеи в Европе уже давным-давно вовлекают посетителей в занимательную игру, разрешая им трогать экспонаты. Говоря об украинских реалиях, эксперт приводит пример киевского Водно-информационного центра (известного как “Музей воды”), гостям которого разрешают гладить плавающих в аквариумах рыб, предлагают провести несколько секунд внутри мыльного пузыря и т.д.
“И там постоянные очереди! А какие еще киевские музеи могут этим похвастать?” — спрашивает эксперт. Согласны: прикасаться к дорогим выставочным экспонатам можно не всегда. И многие музеи на это никогда не пойдут.
Но почему бы в таком случае не предложить потрогать вместо оригиналов копии, справедливо замечает Игорь Савчак, директор Центра культурного менеджмента. Особенно интересно это детям, которые с удовольствием “почувствовали” бы то, о чем им рассказывает суровая тетя-экскурсовод, пресекающая малейшее проявление интерактивности.
Нередко особая, благостная атмосфера покоя и умиротворенности, которая царит в пустынных музейных залах, — заслуга самих музейщиков, которые всеми силами стараются… не пустить посетителей внутрь.
“Государственный музей отнюдь не всегда заинтересован в увеличении количества посетителей. Элементарное действие — договориться об экскурсии — иногда превращается в сложную процедуру”, — рассказывает парадоксальные вещи Дмитрий Грамоданов, основатель и руководитель Международного культурного центра UA.ProArts, который не первый год организовывает для всех желающих групповые экскурсии выходного дня в киевские музеи.
Казалось бы, руководству музея остается только распахнуть двери и предоставить экскурсовода. Однако иногда оно не желает делать даже этого. О неприятных случаях, с которыми приходится время от времени сталкиваться, наверное, каждому посетителю музея, вспоминает и генеральный директор музейного комплекса “Мистецький Арсенал” Наталия Заболотная: “Иногда заходишь в музей после работы, без десяти семь вечера, а служительницы прямо с порога предупреждают, что музей закрывается, и начинают выключать в залах свет, намекая, что уже пора”.
Справедливости ради стоит отметить, что музейщики со многими претензиями к своей работе согласны. Как отметила директор Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко Вера Виноградова, она безжалостно расстается с сотрудниками, замеченными в подобных вещах: “Отношение людей к делу действительно очень важно, мы строго за этим следим. Фактически на подбор сотрудников, каждый из которых сейчас на своем месте, у меня ушло около десяти лет”.
Тот факт, что музейным делом в первую очередь надо “гореть”, отмечает и директор “Музея одной улицы” Дмитрий Шленский. Тогда и недостаточное финансирование не станет удобным оправданием апатии и безразличию. И успешные примеры управления музейным учреждением в Украине есть.
Социальное взаимодействие и общение
По мнению арт-критика Лизы Герман, самым прогрессивным в этом смысле сегодня можно назвать Национальный художественный музей: “Он использует традиционные для европейской и мировой практики способы коммуникации с публикой: удобный сайт, активная деятельность в социальных сетях, динамичная выставочная программа, которая широко анонсируется, налаженная экскурсионная программа, лектории для взрослой и детской аудиторий, участие в международном проекте “Ночь музеев”. Результат не заставил себя долго ждать, популярность сайта музея настолько возросла, что пришлось искать надежный дата центр для размещения сайта.
По словам эксперта, в прошлом году музей пошел еще на один смелый эксперимент — пустил на свою территорию перформанс — жанр, пока еще не освоенный украинским музейным пространством. Это вызвало резонанс у молодой аудитории. Предпринимает попытки разнообразить экскурсионную деятельность и Национальный музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко. В отсутствие средств на выручку приходят смекалка и инициатива сотрудников.
“Например, экскурсию для детей по Восточной экспозиции ведут герои сказок — Шахерезада и Синдбад-мореход”, — рассказывает г-жа Виноградова. Практикуют в музее и викторины. А в марте там запланирован театральный перформанс, посвященный творчеству Антона Чехова.
Еще один необычный ход для привлечения посетителей предложил Днепропетровский национальный исторический музей. Там открылась выставка-квест “Этот исчезающий мир вещей”. Каждый из сотни экспонатов снабжен подписью-подсказкой, с помощью которой гости должны понять, что же за предмет они видят и каково его предназначение.
Для взрослых такой подсказкой служит, например, информация о материале, из которого сделан экспонат, и примерная дата его изготовления. Детям предлагают угадать экспонаты по четверостишиям-загадкам. За правильные ответы — приз: билеты на посещение других музейных выставок.
Интернет – дорога к популярности
Поле для развития у наших музеев огромно, а опыт отдельных отечественных и многих зарубежных учреждений позволяет не изобретать велосипед, а использовать существующие наработки.
“Прежде чем обращаться к мировой практике, стоит реализовать очевидные маркетинговые инструменты. Например, хотя бы создать сайт”, — предлагает г-н Грамоданов. У многих, даже национальных музеев вообще нет персональной странички в интернете. А имеющиеся, как правило, крайне далеки от совершенства, а то и вовсе содержат устаревшую информацию.
Безусловно, наиболее эффективным инструментом (и чаще всего используемым) в музейном деле считается событийный маркетинг — проведение мероприятий на территории комплекса.
“Эти мероприятия могут быть связаны со сферой деятельности музея: экскурсии, лекции, тематические вечера. Или не связаны, но интересны постоянным посетителям: концерты, кинопоказы, презентации”, — перечисляет г-н Ковалевский. По его словам, регулярные акции не просто вовлекают посетителей в диалог с работниками, но и помогают сформировать привязанность к музею.
Причем этот инструмент работает и на расширение аудитории, если к его помощи прибегать для организации выездных акций в других музеях, арт-центрах и т.д.
Грамотное использование событийного маркетинга способно сформировать и устойчивое активное сообщество поклонников бренда, читай — постоянных посетителей музея, “которые будут выступать в роли и его “адвокатов”, защищая его позиции, и его промоутеров, распространяя о нем информацию”, разъясняет суть управленческого термина Андрей Ковалевский.
А присутствие в социальных сетях (опять же благодаря активности группы поклонников) позволит музеям жить полноценной жизнью и не быть просто хранителями пыли на экспонатах.
Еще один инструмент привлечения внимания к музею — виртуальная экскурсия. Повторимся: всего лишь инструмент, хоть и с богатым потенциалом. Никакое рассматривание фотографий картин в Сети, пусть даже идеального качества, не способно заменить реальную экскурсию.
“Разница очевидна для тех, кому есть с чем сравнивать. Но если культура посещения музеев не сформирована, то виртуальные переживания вполне могут заменить реальные”, — предупреждает г-н Ковалевский.
Ярослава Ткачук, директор Национального музея народного искусства Гуцульщины и Покутья, рассказывает, что виртуальная экскурсия у них на сайте создавалась даже не столько ради привлечения посетителей: “Ее задача, скорее, позволить людям с ограниченными возможностями или просто тем, кто по объективным причинам не может приехать в наш регион, увидеть экспозицию музея”.
Более того, г-жа Ткачук уверена, что позволить себе такой инструмент могут все музеи. И не стоит опасаться, что онлайн-визит отобьет охоту зайти непосредственно в музей.
“Рассмотреть фактуру керамики, дерева, ткани возможно только при личной “встрече” с экспонатом”, — убеждена Ярослава Ткачук. Хочется надеяться, что личных встреч благодаря интернет-технологиям станет больше.?
Маркетолог — о возможностях интернета
Антон Белецкий, директор и владелец маркетинг-консалтингового агентства Business2People:
— Создать интерес к экспозиции музея можно легко и, как правило, бесплатно, если использовать для этих целей интернет. Способов много, начнем с банального: хороший, постоянно обновляемый сайт, на котором поклонники музея могут узнавать о новых экспонатах, мероприятиях. Причем такой сайт можно сделать с фотогалереями, видео и т.д.
Если нет возможности сделать сайт, заменой ему может стать блог. Еще одна возможность — социальные сети. Я уверен, что любой музей, проведя мониторинг, найдет огромное количество сообществ, групп, объединившихся вокруг близкой музею темы. А ведь это и потенциальные партнеры, и целевая аудитория. Просто нужно начать взаимодействовать с ними.
Тем более что это требует только желания и небольших временных затрат. Все большую популярность набирают виртуальные экскурсии. Недавно Google запустил проект, предлагающий бесплатно заглянуть в лучшие музеи и галереи мира. Экскурсия прекрасного качества — масштаб приближения к объектам экспозиции потрясает!
Но как телевидение и DVD-формат не смогли вытеснить кинотеатры, так и виртуальные музеи только увеличат интерес к реальным. Качественная виртуальная экскурсия — вещь не дешевая, но этот вопрос можно решить, привлекая в качестве партнеров web-студии, IT-корпорации и т.д. В бизнес-среде сейчас модно быть социально ответственными, поэтому можно смело предлагать компаниям взять эту ответственность на себя.
Руководитель — об опыте
Наталия Заболотная, генеральный директор Национального культурно-художественного и музейного комплекса “Мистецький Арсенал”:
— Успех “Мистецького Арсеналу” во многом обусловлен новой командой и тем, что мы пытаемся делать уникальные проекты на уникальной площадке. В реалиях украинского арт-рынка, который только зарождается, особых надежд на коммерческую отдачу не питаем.
Гораздо важнее статус, а значит — качество проектов и зрители, которые, к счастью, все больше интересуются искусством. Мы также уделяем особое внимание созданию в комплексе уютной атмосферы, продумываем каждый уголок, чтобы людям было где отдохнуть.
Помимо экспозиций предлагаем мастер-классы, в том числе и для детей. Также очень важна понятная для посетителей навигация. Мы стараемся не пропускать международные мероприятия, поддерживаем отношения с зарубежными коллегами, адаптируем опыт успешных мировых музеев. Ищем партнеров, которые помогают воплощать наши идеи.
Посетитель — о музейном фонде
Дмитрий Грамоданов, основатель и руководитель Международного культурного центра UA.ProArts:
— Думаю, немногие знают, что только в Киеве более 140 музеев. В некоторых из них можно организовать более 40 экскурсионных программ. Меня смущает, когда говорят, что в наши музеи никто не ходит, что они отстали от времени.
У каждого музея своя специфика, свои прелести, свои сложности. И у нас есть прекрасные коллекции, которые дадут фору многим мировым. И огромное количество влюбленных в свое дело специалистов, готовых за свои деньги сохранять экспонаты.
Например, коллекцию из 400 тыс. бабочек в Зоологическом музее Киевского национального университета им.Тараса Шевченко спасают буквально несколько человек.