Ни почти тридцатиградусная жара в первый «киношный» день фестиваля, ни обильные дожди в «концертных» субботу и воскресенье, казалось, не будут способствовать появлению ожидаемого количества зрителей и слушателей в полтавском кинотеатре «Алмаз» и на тамошнем Певчем поле. Однако переменчивая знойно-дождевая погода «подмочила» в первую очередь пессимистические прогнозы скептиков.
На представление режиссером Олесем Янчуком своей «Железной сотни» и презентацию его коллегой Михаилом Илленком короткометражных студенческих фильмов сошлось около тысячи полтавцев. В который раз доведя аксиому: рядовой зритель нуждается не в перманентных плачах и дискуссиях о гибели или возрождении украинского кино, а самого отечественного «натурпродукту», собственно, возможностей созерцать его, оценивать без чьих-то навязчивых комментариев.
Было достаточно ценитель своего, удельно украинского и во время двухдневного песенно музыкального марафону под открытым небом. К тому же «родители» фестиваля — народный депутат Украины Николай Кульчинский, главный режиссер Сергей Архипчук и пресс-атташе Александр Евтушенко — в этот раз, кроме кинематографической, подготовили еще одну новинку-сюрприз. Ею стала демонстрация моделей джинсовой одежды из коллекции «Прекрасная Украина», которую привезла в Полтаву харьковчанка Марина Лосева. Студия последней активно работает над разработкой так называемой «уличной» молодежной одежды, украшая ту же таки «джинсу» национальной вышивкой, оригинальными аксессуарами из бабушкиных ларей, осовременивая давние украинские строи наймодерновыми линиями. Поэтому и воспринималась молодежью упомянутая коллекция в стиле «стрит-кутюр», как говорят, на ура.
Если раньше одиночные украиноязычные рок-группы с востока нашего государства приглашали на «мазепинский» фестиваль преимущественно для экзотики, то теперь те же «Странные дети» из города Билозерск, что на Луганщине, небесно» ли «Царство из Стаханова на донецкой области практически ни в чем не уступали такое «западным» командам, как «Прекрасно» из Львова, «Фактически сами» из Ивано-Франковска или «От винта» из Ровно. По мнению известного журналиста и музыковеда Александра Евтушенко, за этих три фестивальных года значительно вырос уровень исполнительского мастерства полтавских групп, которые наконец почувствовали вкус реальной конкуренции и перестали отдыхать на лаврах первых ребят на селе. Поэтому вовсе не удивительно, что на выпущенном в столице к нынешнему «Мазепи-фесту» компакты среди шестнадцати представленных там роковых команд четверо имеют сам полтавский корень.
За два дня на Певчем поле выступили несколько десятков групп и солистов (в целом — около полутора сотни профессиональных и самодеятельных артистов), большинство из которых еще не известные широкой публике во всеукраинском масштабе. Хотя почти все они того страже, поскольку творят достаточно приличные образцы современной украинской роковой музыки, настойчиво разрушая стереотипы о ее себестоимость, способность лишь к копированию, переспеву чужого. Ради того, чтобы их голос услышали, в том числе и на радиостанциях-«ефемках», в телевизионном эфире, собственно, и собирает свое «войско» в Полтаве мазепинских «фест».
Его нынешними хедлайнерами, ведущими звездами стали легендарная группа «Кому вниз», какая «мазепила» в Полтаве уже во второй раз, а также Катя Чили и Тарас Петриненко с Татьяной Горобець. Обещанный Фома из «Странствий» не приехал. Организаторы феста пытались пригласить на него некоторые еще более популярные среди молодежи группы, но те якобы «раскатали губу» на явно не подъемные для малобюджетного художественного действа гонорары. Упомянуты же выше киты современной украинской музыки не подвели. Особенно позабавила земляков Катя Чили, у которой «прорезался голос» после многолетней молчанки. Публичные опасения последней по поводу возможного неформата ее «дерзкой нежности» в океане более жесткой рок музыки оказались напрасными. Тем более что свой удивительный за красотой и силой голос она начала «огранять» более современными, более близкими молодежи ритмами, не отрываясь от корня автентики и не превращаясь в такую себе украинскую Глюкозу (на подобное предположение наталкивал кое-кого ее новый клип с акцентом на виртуальные эффекты). Возможно, действительно кое-что неформатную для такого рок-фесту Катрусю публика воспринимала восторженно.
Хотя проблема сосуществования под одной крышей фестиваля разношерстной, разножанровой «солянки» все же появлялась. Понятное стремление его организаторов открыть многим юношам и девушкам глаза на то, чего они еще не замечают, к чему, возможно, просто не доросли. С другой стороны, молодежь приглашают именно на роковых фест. С достаточно жесткими неписаными законами таких действ. На них же заставить публику слушать без бурного проявления эмоций даже то, которое не нравится, практически невозможно — это же не концерт классической музыки. Поэтому каких бы виртуозов и патриотов на «Мазепу-фест» не приглашали, погоду на нем по оба бока сцены определяют именно рокеры.
Поэтому, вероятно, «инородные» для такой среды вкрапления должны быть продуманными. Даже учитывая последовательность выступлений. Ведь если в середине первого музыкального дня фестиваля во время пения Кобзаря Тараса Компаниченко часть публики лишь достаточно активно «высказывалась» известными в молодежной среде обидчивыми жестами, то в конце второго максимально разогрета «роковими» эмоциями и пивом молодежь просто закидывала столичную группу, особенно ее бедняги-солиста, теми же пивными бутылками (к счастью, пластиковыми — со стеклянными на Певчее поле не пускала милиция). Причем таким способом досталось на орехи именно той команде, которую главный режиссер и ведущий фестиваля Сергей Архипчук называл самой модной на сегодня в Киеве. Не помогла даже попытка Сергея поучать, устыжать невоспитанную полтавскую публику за непонимание стильной музыки полуцензурными высказываниями. Казалось, еще несколько таких горячих спичей — то достанется и главному режиссеру... В конечном итоге, всем понятно, что рок-фестиваль — вовсе не то место, где не спорят о вкусах. Главное, вероятно, чтобы был предмет, сама первичная субстанция для такого спора. Именно в ее творении роль «Мазепи-фесту» невозможно переоценить.
Василий НЕИЖМАК