
Пятьдесят первый раз современное искусство из всего мира начало соревнование с сделанной тайный в секрет вечной привлекательности Венецией — торжественно открывшись для публики 12 июня, Венецианская биеннале современного искусства будет работать до 6 ноября. Из превью для журналистов, искусствоведов, кураторов, художников, галеристов, музейников самой престижной выставки современного искусства вернулась корреспондент «Украины молодой». Вместе с культурным шоком, захватом, разочарованиями, восхищением, комплексом повышенной самооценки от увиденных употреблю шедевров Тинторетто, Тициана, Модильяни, Пикассо ( даже страшно ставить в ряд etc длинный список Мастеров), несколькими альбомами и несколькими килограммами каталогов она привезла привкус нездоровой «конкуренции» двух украинских проектов — Национального, который представило Министерство культуры и туризма, и частного — из коллекции современного искусства Виктора Пинчука.
Для начала длинной, как итальянский спагетти, разговоры — немного историзма, собственно, о чем мы? 110 лет тому назад мэр Венеции, к тому же поэт, Рикардо Сальвиатико выдумал такую привычную для Венеции штуку — художественные соревнования, в 1895 году впервые в декорациях бароковых палацо и ренессансных соборов, архитектуры расцвета готики провели выставку современного искусства. Страны, которые тогда проявили интерес к Венецийской биеннале, — США, Франция, Япония, Великобритания, Нидерланды, Испания, Германия, — получили право построить свои национальные павильоны на территории Джардини (в переводе из итальянской — сады), которые стали государственной собственностью. На венецианской биеннале это как раз принципиально, потому что в отличие от престижных выставок современного искусства в Сан-Пауло и Кассели национальные павильоны стран-участниц формируют правительственные институции этих стран. Ежегодно назначается куратор фестиваля, который определяет тему, актуальную, по его авторитетному мнению, в этот период развития мировой художественной мысли. На 51-ом Биеннале, к примеру, впервые за историю этой престижной арт-тусовки были два куратора — две женщины, испанки Роза Мартинес и Мария где Коралл. Первая представила в Арсенале на 9000 квадратных метров площади свой кураторский проект «Always а little further» («Всегда немного дальше») — сборную солянку из 49 художников из всего мира, Украину в нем, кстати, представлял скандальный Олег Кулик, который давно живет в Москве. А Мария где Коралл в главном, итальянском павильоне экспонировала свой кураторский взгляд — проект, в который поместились 42 художника, Experience of Art («Опыт искусства»).
Каждая страна-участница, а их в этом году было рекордное количество — 70, назначает своего комиссара. Комиссаром от Украины теперь был президент Ассоциации галерей Украины, основатель и президент Центра современного искусства Украины «Совиарт» Виктор Хаматов, а кураторами национального проекта — черкасского художника Николая Сурка «Деть твои, Украино» — киевлянин Алексей Титаренко и москвич Михаил Сидлин. Впрочем история украинского участия в Венецианском биеннале, как всегда, драматичная. От внутренне-политической и внутренне корпоративной грызне за право засветиться на биеннале чаще всего страдают посольские. В странах, где арт-ринок жирен, как сливки от коровы улучшившей породы, и где «рядовые обитатели» покупают предметы искусства так же часто, как и хорошее вино и новые украшения, имя комиссара на следующее биеннале известно уже за полгода, у нас — за несколько недель до начала. В этот раз «официальных» комиссаров от Украины тоже были два. Вторым стал Виктор Хаматов. Причем приказы о назначении сначала одного, потом другого подписали не старый и новый министр культуры, а сама Оксана Билозир. Но по сравнению с тем, что за участие в биеннале 2001 года, когда Валентин Раевский разбил палатку на Джардини, Украина виновата дирекции биеннале 30000 долларов, и что Минкультуризму и структуры комиссара готовили параллельные пресс-релизы, параллельные программы, собственно, все делали параллельно, а пересекались только в самолете, физически, это так — пустяки. По словам министра культуры и туризма Оксаны Билозир, мы не ставили цель победить на биеннале, главное, чтобы Украина приняла участие в этой выставке, заявила о себе в современном арт-контексте. Госпожа Билозир лично, на своем уровне обращалась в дирекцию биеннале с просьбой подождать украинский проект, и дирекция в ожидании материалов Сурка на неделю отсрочила выпуск печатной продукции и на 5 дней запуск рекламного ролика 51 венецианской биеннале. Конечно, Украина не имеет собственного павильона в Венеции (а русский павильон, построенный в 1914 году архитектором Щусевим, кстати, финансировался и украинским меценатом Терещенком), потому часть из выделенных бюджетных 900000 гривен на проект пошло на оплату арендованного на полгода помещения — двух небольших комнат в районе Академии. В кулуарах, правда, советник министра культуры Оксана Мельничук светськи ввернула: мы, мол, подумываем о покупке постоянного украинского павильона в Венеции. Украинский олигарх, миллиардер и зять экс-президента Виктор Пинчук, известный коллекционированиям современных арт-объектов, который тоже представил в Венеции свой проект «First Acquisitions» («Первые приобретения»), пришел на открытие украинского проекта со свитой приближенных к нему художников — Илья Чичкан, Арсен Савадов, куратор Александр Соловйов, Александр Ройтбурд, Василий Цаголов — и убедившись в скромности и, скажем прямо, отсутствию понтов и аффектов в государственном павильоне, позволил себе расслабиться, дать интервью и согласие на постановочное фото с Оксаной Билозир. Сам Пинчук через 4 часа после открытия «государственного» украинского павильона презентовал свою «копродукцию» (куратор — известен французский деятель Никола Бурийо, роботы украинских художников Арсена Савадова, Бориса Михайлова, Василия Цаголова, а также художников, хорошо известных на мировой арт-сцене: Филиппа Паррено, Навина Раваншайкула, Джун Нгуена-Хацушибии, Карстен Хеллера, Олафура Елиассона) в роскошном Палаццо Пападопули на Гранд Канале. С приемом в саду и дискотекой в мраморном холле. «Ну что, мы пустым украинских журналистов? — риторически обратился Виктор Михайлович к свите, и выдержав актерскую паузу, бросил в сторону микрофонов и диктофонов, — приходите».
Об обоих украинских проектах, победителях 51-й Венецианской биеннале, ярком проекте феминизма в «Арсенале», иранские четырехметровые женские косы, Мону Лизу на Гранд Канале, а также комментарии Ольги Петровой, Олега Сидора-Гибелинди, Виктора Хаматова, Оксаны Пахлевской, Оксаны Билозир и Виктора Пинчука.