Фестиваль «Музыкальные премьеры сезона» сделал главнее всего — повернул в залы почитателей классической музыки
Десять дней, три десятки концертов, сотни произведений, лучшие коллективы, солисты и концертные залы столицы — все это XIV Музыкальные премьеры сезона. Нынешний международный фестиваль Киевской организации национального союза композиторов был насыщен как никогда. В который раз отойдя от формального соблюдения в свое время накинутой (и по-своему привлекательной) концепции — подавать на суд слушателей только неисполняемые произведения только киевских композиторов, — фестиваль сохранил дух праздника современной академической музыки, расширил свою территорию, сформировал крепкий круг участников-единомышленников и порадовал настоящими творческими достижениями. Это стало возможным, по моему мнению, прежде всего благодаря смелому менеджерскому ходу дирекции, возглавляемой композитором Игорем Щербаковым. Но о все по порядку.
К каким фестивалям академической музыки мы уже начали привыкать? К тем, которые выросли из союзного корня, и потому несут память о временах пленумов и съездов. То есть обязательно регламентными, с привычной диктатурой исполнителей (сегодня — играем, завтра — халтурим, а новое произведение современного композитора можем вообще не учить — сыграем так, из листка. Его все равно никто, кроме автора, не знает. И не будет знать, потому что наше выполнение двойное, в то же время первое и последнее). На Премьерах подобного почти не было. Конечно же, рудименты исполнительского диктаторства время от времени чувствовались — скажем, в выступлениях Заслуженного академического симфонического оркестра Национальной радиокомпании, управляемого Вячеславом Блиновым (не потому ли именно из этих концертов фестиваля публика шла еще до завершения выступления?). Но такое непрофессиональное отношение (профессиональная несостоятельность ли) было в этом году, скорее, исключением, чем правилом. Более того, использовав в нескольких случаях один из классических менеджерских приемов — делегирование полномочий, — дирекция Премьер только выиграла. Фестиваль запомнился в первую очередь теми проектами, идеи и осуществления которых были отданы исполнителям. Это — и концерт открытия, на котором Национальный симфонический оркестр под руководством Владимира Сиренко в одной программе с последними произведениями И.Щербакова, В.Полевой, С.Лунева, Е.Станковича выполнил шедевр отечественной классики — Пятую, «Славянскую» симфонию Б.М.Лятошинского, которая не звучала в Киеве лет из десять. Это и проект «Баян со всеми неизвестными», задуманный и воплощенный Романом Юсипеем вместе с командой единомышленников-энтузиастов; и два блестящих выступления молодежного камерного хора «Кредо», управляемого Богданом Плишем, и программа Ровенского камерного оркестра под руководством Петра Товстухи, и концептуальные концерты пианистов Евгения Громова и Йожефа Ерминя, и постановка «Истории солдата» Игоря Стравинского, осуществленная режиссером Евгением Курманом и музыкантами камерного ансамбля «ARCHI»... Доверившись инициативе исполнителей и отдав им возможность самим формировать программы своих выступлений, Игорь Щербаков оставил за собой стратегическое планирование, определение генеральной линии фестиваля. И, повторюсь, сумел выстроить фестиваль-праздник, акции которого конкурировали, соревновались одна из одною за внимание слушателя. Поэтому странно ли, что на «Историю солдата» или выступление хора «Киев» попасть было невозможно, камерные концерты в Доме ученых собирали полный зал, а филармонические вечера проходили с полными аншлагами? Риск, на который пошла дирекция фестиваля, оказался абсолютно оправданным: ведь каждый музыкант нуждается в слушателях, — поэтому и должен сам подумать о них и о своем профессиональном реноме. Например, включив в программу и качественно выполнив не известные общественности или редко исполняемые произведения. В концерте Евгения Громова, скажем, звучали композиции Артура Луръе, что практически не выполняются в Украине; тысячелетний период охватывала программа ужгородского хора «Кантус»: от григорианской мессы Х столетия — к произведениям наших современников Арво Пъярта и Альфреда Шнитке. Симпатии слушателей можно было получить, и подав нетрадиционную интерпретацию хорошо известного — таким было, например, выступление муниципального хора «Киев» под управлением Николая Гобдича. «Всенощная» Рахманинова в камерном выполнении открылась абсолютно по-новому, с тонкой прорисовкой линий и сквозным симфонизованным развитием. Впрочем тому, кто привык к звучанию массивного рахмановского хора, в этой исполнительской версии временами могло не хватать именно объема и веса. Сила звука сама по себе нехватку массы не компенсирует — это очевидно. Но творческий результат, которого добился М.Гобдич, чрезвычайно интересен и художественно ценный.
Вероятно, впервые за всю историю киевских музыкальных фестивалей в программе была театральная постановка — «История солдата» Стравинского. Произведение это звучало два года тому назад в исполнении венского Кабинетного театра. Кукольное представление, которое привезли австрийские артисты, — возможный, но экспериментальный вариант прочтения партитуры Стравинского. Тем долгожанным для киевских меломанов стало ожидание само театральной постановки. Режиссер Евгений Курман, художники Екатерина Корнийчук и Алексей Вакарчук, музыканты во главе с Игорем Андриевским создали динамический и яркий спектакль — и малая сцена Театра юного зрителя не смогла вместить всех желающих...
Примеры можно преумножать; но остановимся и сделаем закономерный вывод: творческая инициатива исполнителей, не ограниченных жесткими «обязательными» произведениями, является залогом успеха фестиваля — и нынешние Премьеры сезона это наглядно довели.
Самым главным же открытием фестиваля стал, как по мне, камерный хор «Кредо». Не потому, что было мало интересных композиторских достижений — «Музыку для воспоминаний, новых притч и проповедей» Юрия Ланюка, Концерт №4 для скрипки и симфонического оркестра Мирослава Скорика, композиции для виолончели и фортепиано Золтана Алмаши, Скрипичный концерт Виктора Каминского, «Послесловие...» Игоря Щербакова, «Новеллу» для флейты, кларнета и струнных Евгения Станковича, произведения Виктории Полевой, Анны Гаврилець, Гутафа Фуре, Владимира Зубицкого, Михаила Шуха, Ивана Тараненко, — с полным правом можно считать существенными художественными достижениями. Однако рождение нового творческого коллектива — это редкость. В филармоническом хоровом концерте хор «Кредо» выполнил большую и разностилевую программу из духовных и светских произведений композиторов разных генераций — ветерана О.Снежинского (1904—1979), совсем молодых Е.Дондука, М.Кучмета, В.Янцо, солидного И.Щербакова. Хор, управляемый Богданом Плишем, поразил красотой звучания, тонкой градацией динамики, идеальным балансом и строем, гибкостью и динамической. Казалось бы, чего еще желать? Но в концерте в Успенском соборе Киево-Печерской лавры в «Писнеспивах и молитвах» Георгия Свиридова «Кредо» и Б.Плиш продемонстрировали, кроме всего прочего, еще и умения выстроить грандиозную форму, воплотить глубокую философско-этическую концепцию. Появление в Киеве таких коллективов (еще один из них — хор «Свитилен», управляемый Т.Якушинцем обогатил фестиваль звучаниям архисложного «Канона покаянен» Арво Пярта), с одной стороны, не может не радовать. Из другого — вынуждает задуматься. Почему студенты консерватории (а оба хоры в основе своей — студенческие) не могут реализовать свои творческие желания в студенческом коллективе? И когда последний раз выступал хор консерватории в публичном концерте, когда принимал участие в Фесте, Премьерах сезона или Форуме музыки молодых? Что-то не вспоминается. То неужели слава консерваторного хора — в прошлом, а студенческие силы будут представлены на киевских фестивалях исключительно женским хором музыкального училища, мешаным, — Национального университета культуры и искусств и мужским — Киево-Могилянской академии? Грустно...
Но вернемся к светлым сторонам Премьер. Чуть ли не самым главным их достижением стала заинтересованная позиция слушателя, который, получив возможность избирать, воспользовался этим подарком судьбы сполна и эмоционально поддержал сильные и новаторские проекты, принял к сведению традиционное и повторяемое, вяло реагировал на тиражируемое и откровенно презрел халтуру. К счастью, последней на Премьерах почти не было.
Именно поэтому можно с полным правом сказать: фестиваль не просто состоялся, а всколыхнул атмосферу музыкального Киева, продемонстрировал новые принципы организации и построения, порадовал творческими открытиями. Будем надеяться, что приобретенный опыт преумножится в следующем году .
Юрий ЧЕКАН