
С 10 мая на украинских экранах демонстрируются: драма "Стыд" Стива МакКвина. Лента "Стыд" (Shame) британца Стива МакКвина заставила кинопрессу говорить о очередной трансформации образа яппи на киноэкране.
Благодаря фильмам на грани прошлого десятилетия "Американский психопат" и "Бойцовский клуб", яппи стали воплощением распущенности, агрессии и жестокости современного мира. На первый взгляд, "Стыд" продолжает и развивает эту традицию.
И все же, идет речь о другом. Главный герой "Стыда" не является серийным убийцей, как Патрик Бейтман, и не пытается взорвать общество потребления, словно Тейлор Дарден. Также Брендона не привлекают и материальные ценности, следовательно он ищет наслаждение только в собственной телесности, непрестанно любит или же мастурбируя. Неожиданный приезд истерички-сестры, которая поселяется в его квартире, разрушает размеренную жизнь героя и вынуждает его выйти за пределы своего маленького удобного мира.
Однако вряд ли Брендон - правдивый "яппи". У него нет дорогих и статусных вещей, он живет в скромной квартире и передвигается на метро. Социальная жизнь и мотивация героя также остаются за кадром - он будто живет вне времени и его реалий. Режиссер МакКвин сознательно выделяет Брендона и его сестру среди их окружения. Длиннофокусная оптика делает акцент на их лицах и размывает фон.
Режиссер Стив МакКвин снискал признание как видеохудожник. В кино он мыслит статичными, эстетически совершенными и яркими образами, любит забавляться с фактурой и цветом тканей, а также не гнушается высокими, пафосными, символическими жестами. Он спокойно жертвует смыслом ради красоты. В этой отчужденной красоте можно отыскать силу фильма, но в ней же прячется и ее слабость.
Уже в своей дебютной ленте "Голод" МакКвин продемонстрировал влеченье к фильмировании обнаженных мужских тел, любовь к близким планам суровых лиц и красноречивых символических деталей. Звездой "Голода" стал актер Майкл Фассбендер, который продемонстрировал там не только свое лицедейское мастерство, но и определенную самоотверженность, максимально похудев для роли заключенного воина ИРА.
В ленте "Стыд" Фассбендер продолжает подобную линию поведения: ходит голышом и изображает душевные терзания. В паре с ним выступает молодая актриса Керри Маллиган, которая сыграла склонную к суициду младшую сестру Брендона. Оба актера вписались в свои роли безукоризненно, однако их персонажи были лишены развития, поэтому актерам вскоре стало ничего играть.
Режиссер этой ленты разворачивает перед нами эстетически совершенное зрелище, которое так и не перерастает в полнокровный фильм. В отличие от других картин, в которых действуют "япппи", "Стыд" не рассказывает о современном нам мире, а, наоборот, стирает все его выразительные характеристики. Даже кадры настоящих нью-йоркских улиц в фильме исполняют роль декоративной отделки. Такую же декоративную роль в фильме играет и музыка Баха в исполнении "элитарного" Глена Гульда.
Само же название "Стыд" можно трактовать по-разному. Возможно, идет речь о табуированном обществом образе жизни Брендона или о его эмоциональных проблемах в общении с окружающими. Также достоверно, что в его жизни когда-то случилось неизвестное для нас травматическое событие, которое разрушило его семейная жизнь. Однако фильм не дает нам окончательного ответа на эти вопросы.
Единственный раз герметичная оболочка "Стыда" прорывается, когда Брендон пристально и с какой-то внутренней болью смотрит в камеру, делая нас непроизвольными заложниками своего болезненного состояния.
Резюме: фильм стоит смотреть почитателям художественного кино, режиссера Стива МакКвина и актера Майкла Фассбендера. "Стыд" не дает никаких однозначных ответов, оставляя зрителям широкое поле для толкований и поиска собственных смыслов. Впрочем, длинные планы, статичная камера и "рваный" монтаж картины могут стать незаурядным зрительским испытанием.