What in UA - Новини культури і мистецтва

Елена Тихонюк и поэзия Игоря Антонича в вытинанках

Образотворче мистецтво, Декоративно-прикладне мистецтвоінтерв'ю / рукоділля / художник
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 382
28
серпня
2012
Елена Тихонюк и поэзия Игоря Антонича в вытинанках

Поэзию Богдана Игоря Антонича понять не так то просто. А еще тяжелее - передать всю глубину и метафорическую графическими средствами. Однако сложностей не испугалась киевская художница Елена Тихонюк.

Елена проиллюстрировала сборник избранных произведений поэта «Большая гармония» и использовав при этом пластичные возможности вытинанки. Кроме этого, девушка к витинкарству подходит научно - в ее портфолио немало работ на эту тему: «Вытинанка Восточного подолья», «Вытинанка в оформлении книги», «Вытинанка в образовательном процессе», «Композиционные трансформации», «Пути развития современной вытинанки».

/kultura/tihonuk1.jpg Елена Тихонюк и вытинанки

Однако несколько лет назад о своеобразном искусстве в Украине почти никто не слышал, а теперь - заинтересованность растет с геометрической прогрессией. Возможно, прочитав интервью и пересмотрев книжку-вытинанку к заинтересованным приобщитесь и вы?

– Почему свои способности по вытинанке вы решили показать, оформив стихи Богдана Игоря Антонич?

/kultura/tihonuk2.jpg Елена Тихонюк и вытинанки

– Потому что, по моему мнению, Антонич - очень классный поэт, глубокий, многогранный, неожиданный, интеллектуальный, в его стихах много архетипов и подсознательных, что аж просится наружу, безумство, эротика в конце концов. А еще он очень молод, и я его просто, как говорят, "кожей" чувствую.

– И Вы его почувствовали кожей и воплотил ощущение в вытинанке?

/kultura/tihonuk3.jpg Елена Тихонюк и вытинанки

– Сначала я не была уверена в выборе техники, долго думала, рисовала эскизы. Но Антонич смело и в то же время метко оперирует народной символикой, архаичными, мифологическими образами. Вытинанку выбрала, потому что это техника народного декоративного искусства, которая приближает восприятие произведения к глубинам этнической культуры.

/kultura/tihonuk4.jpg Елена Тихонюк и вытинанки

Свойственный ей лаконизм, особенная выразительность и символика изображения, отсутствие натурализма, логическое соответствие между формой, материалом и техникой изготовления предоставляет графическому листу простоты и в то же время многозначность, символизма и искренности ребенка, которыми пронизано все творчество этого поэта.

– Оленко, планируешь ли ты искать издателя для своей книги с вытинанками? Предпринимала ли какие-то шаги в этом направлении?

– Cпециально (целеустремленно) издателя не искала, хотя этот проект есть в моем портфолио и его видят потенциальные заказчики во время собеседования. Еще пока никто не заинтересовался, но оригинал работы многим нравится. Кстати, репродукция в портфолио перед настоящей вытинакою проигрывает: нет ощущения материала. Она воспринимается, быстрее, как векторная графика в этническом стиле. По моему искреннему убеждению, вытинанка (я имею в виду свободные графические композиции вырезанные из бумаги) более импонирует авторской книге, где все "подобрано", для иллюстраций экстракачественной печати, чтобы были видно срезы бумаги, фактуру, ну и подобные "вкусненькие" пустяки.

– Как думаешь, заинтересовались бы читатели книгами с подобными иллюстрациями? Заинтересовала ли бы их твоя книга?

– ???… Это вопрос, быстрее, к читателям. Конечно, как автору мне бы этого хотелось. Хотя в этих иллюстрациях очень много моего собственного мировоззрения, идей, на которые меня просто натолкнули стихи Антонича. Даже оформление задумывалось таким образом, чтобы текст и иллюстративные развороты шли отдельными блоками, поочередно. Как две параллели.

– А которая была твоя первая вытинка?

– Первый раз начала вырезать после вступительных экзаменов в Косовский колледж, ожидая результатов. По-видимому, от нечего делать или для релаксации, чтобы нервы успокоить, начала резать всякие фигурки (с материалов до экзамена из композиции осталась цветная бумага). Потом уже в Академии (в Киеве) - делала задание по употребительной графике (оформления СД, игральных карт). А дальше - уже всякие открытки, картинки друзьям на праздники.

– Какая твоя любимая колористика в вытинанках?

– Бордовый с белым, черный и серый. Очень хочу попробовать оттенки белого и поэкспериментировать с калькой, но пока что это только в планах.

– Знаю, ты писала статью "Вытинанка в оформлении книги". Поделись наблюдениями относительно этого?

– Главным наблюдением является то, что вытинанка (особенно традиционная) идеально подходит для полиграфии (да и вообще для дизайна), особенно, если нужно подчеркнуть народный стиль. Симметрия, ритм, плоскость - это те качества, которые, если ими правильно воспользоваться, делают книгу чрезвычайно гармоничной. Тяжелее всего грамотно применить размещение бумажных композиций в книжном блоке - речь идет о сотрудничестве художественного редактора и вытинанкаря (или профессиональное сочетание этих двух умений в одном лице). Образцовыми в этом плане являются книги "Ходит пава" и "Песенки" (приб. 1970-ые годы), иллюстрации к которым вырезала народная мастерица Марта Павлова. Сейчас полиграфическую продукцию чудесно оформляет вытинанками Зинаида Косицкая.

– А как сейчас развивается вытинкарство?

– В основном это тяготение к традиционным изделиям или абсолютный отход от них (вытинана графика). В каждом из этих направлений есть также свои полюса.

– Я слышала, ты была на симпозиуме вытинанкарив. Расскажи свои впечатления! Может, появились какие-то новые имена в искусстве вытинанки?

– Этот симпозиум проходит на территории, где Украина граничит с Молдовой. Поскольку я там была впервые, то самые яркие впечатления у меня остались от, просто волшебных пейзажей. Это, конечно, никак не приуменьшает ценность вытинанковых произведений, но факт есть факт.

– Работы каких вытинанкарив тебе больше всего по душе?

– Мое знакомство с современной вытинанкой началось из произведений покойной в настоящее время Людмилы Мазур. За ощущением материала и пластики ее тяжело превзойти. Те инновации, которые она сделала в этом виде искусства до сих пор многими непостигнуты. Недавним открытием для меня было творчество Елены Турянской - ее вытинани объекты арта - это новый взгляд не только на технику, но и на художественное формотворение вообще. Последняя моя "любовь" - это вытинанки молодой художницы Юлии Дунаевой (сейчас готовлю статью о ней).

Куклы Реборн в Украине
Первая персональная выставка Ольги Бурлаки
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Новая жизнь народных инструментов руками Игоря Сабаева
Новая жизнь народных инструментов руками Игоря Сабаева
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Найпопулярніше
  • Витинанка - старовинне українське мистецтво 1
Останні коментарі
Война с сексуальным гламуром Александра Ктиторчука
  • Tessa » Ось і догрався Ктиторчук у сексуальний гламур: "Відомий фотограф Олександр Ктиторчук проведе за ґратами 12...
Виставка—продаж «Антитези до видимих історій» Нікіти Цоя
  • Mikki » Хоча я розумію намагання автора дослідити глибини людської підсвідомості та звернутись до складних філософських концепцій,...
Выставка мертвых тел профессора Гюнтер фон Хагенса
  • Ліка » Боже, какой ужас! Я только узнала, что это реальные трупы людей.
Трансформація зброї - Виставка арт-об’єктів
  • Денз » Цікава ідея! Виникає почуття перемоги - розуму та світла над темрявою та злом. Українці не...
Фотовиставка «Ми з України»
  • Dimochka » Кожен знімок - художній твір, але водночас носить на собі відбиток реальності та справжнього життя....
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.