What in UA - Новини культури і мистецтва

Елена Тихонюк и поэзия Игоря Антонича в вытинанках

Образотворче мистецтво, Декоративно-прикладне мистецтвоінтерв'ю / рукоділля / художник
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 502
28
серпня
2012
Елена Тихонюк и поэзия Игоря Антонича в вытинанках

Поэзию Богдана Игоря Антонича понять не так то просто. А еще тяжелее - передать всю глубину и метафорическую графическими средствами. Однако сложностей не испугалась киевская художница Елена Тихонюк.

Елена проиллюстрировала сборник избранных произведений поэта «Большая гармония» и использовав при этом пластичные возможности вытинанки. Кроме этого, девушка к витинкарству подходит научно - в ее портфолио немало работ на эту тему: «Вытинанка Восточного подолья», «Вытинанка в оформлении книги», «Вытинанка в образовательном процессе», «Композиционные трансформации», «Пути развития современной вытинанки».

/kultura/tihonuk1.jpg Елена Тихонюк и вытинанки

Однако несколько лет назад о своеобразном искусстве в Украине почти никто не слышал, а теперь - заинтересованность растет с геометрической прогрессией. Возможно, прочитав интервью и пересмотрев книжку-вытинанку к заинтересованным приобщитесь и вы?

– Почему свои способности по вытинанке вы решили показать, оформив стихи Богдана Игоря Антонич?

/kultura/tihonuk2.jpg Елена Тихонюк и вытинанки

– Потому что, по моему мнению, Антонич - очень классный поэт, глубокий, многогранный, неожиданный, интеллектуальный, в его стихах много архетипов и подсознательных, что аж просится наружу, безумство, эротика в конце концов. А еще он очень молод, и я его просто, как говорят, "кожей" чувствую.

– И Вы его почувствовали кожей и воплотил ощущение в вытинанке?

/kultura/tihonuk3.jpg Елена Тихонюк и вытинанки

– Сначала я не была уверена в выборе техники, долго думала, рисовала эскизы. Но Антонич смело и в то же время метко оперирует народной символикой, архаичными, мифологическими образами. Вытинанку выбрала, потому что это техника народного декоративного искусства, которая приближает восприятие произведения к глубинам этнической культуры.

/kultura/tihonuk4.jpg Елена Тихонюк и вытинанки

Свойственный ей лаконизм, особенная выразительность и символика изображения, отсутствие натурализма, логическое соответствие между формой, материалом и техникой изготовления предоставляет графическому листу простоты и в то же время многозначность, символизма и искренности ребенка, которыми пронизано все творчество этого поэта.

– Оленко, планируешь ли ты искать издателя для своей книги с вытинанками? Предпринимала ли какие-то шаги в этом направлении?

– Cпециально (целеустремленно) издателя не искала, хотя этот проект есть в моем портфолио и его видят потенциальные заказчики во время собеседования. Еще пока никто не заинтересовался, но оригинал работы многим нравится. Кстати, репродукция в портфолио перед настоящей вытинакою проигрывает: нет ощущения материала. Она воспринимается, быстрее, как векторная графика в этническом стиле. По моему искреннему убеждению, вытинанка (я имею в виду свободные графические композиции вырезанные из бумаги) более импонирует авторской книге, где все "подобрано", для иллюстраций экстракачественной печати, чтобы были видно срезы бумаги, фактуру, ну и подобные "вкусненькие" пустяки.

– Как думаешь, заинтересовались бы читатели книгами с подобными иллюстрациями? Заинтересовала ли бы их твоя книга?

– ???… Это вопрос, быстрее, к читателям. Конечно, как автору мне бы этого хотелось. Хотя в этих иллюстрациях очень много моего собственного мировоззрения, идей, на которые меня просто натолкнули стихи Антонича. Даже оформление задумывалось таким образом, чтобы текст и иллюстративные развороты шли отдельными блоками, поочередно. Как две параллели.

– А которая была твоя первая вытинка?

– Первый раз начала вырезать после вступительных экзаменов в Косовский колледж, ожидая результатов. По-видимому, от нечего делать или для релаксации, чтобы нервы успокоить, начала резать всякие фигурки (с материалов до экзамена из композиции осталась цветная бумага). Потом уже в Академии (в Киеве) - делала задание по употребительной графике (оформления СД, игральных карт). А дальше - уже всякие открытки, картинки друзьям на праздники.

– Какая твоя любимая колористика в вытинанках?

– Бордовый с белым, черный и серый. Очень хочу попробовать оттенки белого и поэкспериментировать с калькой, но пока что это только в планах.

– Знаю, ты писала статью "Вытинанка в оформлении книги". Поделись наблюдениями относительно этого?

– Главным наблюдением является то, что вытинанка (особенно традиционная) идеально подходит для полиграфии (да и вообще для дизайна), особенно, если нужно подчеркнуть народный стиль. Симметрия, ритм, плоскость - это те качества, которые, если ими правильно воспользоваться, делают книгу чрезвычайно гармоничной. Тяжелее всего грамотно применить размещение бумажных композиций в книжном блоке - речь идет о сотрудничестве художественного редактора и вытинанкаря (или профессиональное сочетание этих двух умений в одном лице). Образцовыми в этом плане являются книги "Ходит пава" и "Песенки" (приб. 1970-ые годы), иллюстрации к которым вырезала народная мастерица Марта Павлова. Сейчас полиграфическую продукцию чудесно оформляет вытинанками Зинаида Косицкая.

– А как сейчас развивается вытинкарство?

– В основном это тяготение к традиционным изделиям или абсолютный отход от них (вытинана графика). В каждом из этих направлений есть также свои полюса.

– Я слышала, ты была на симпозиуме вытинанкарив. Расскажи свои впечатления! Может, появились какие-то новые имена в искусстве вытинанки?

– Этот симпозиум проходит на территории, где Украина граничит с Молдовой. Поскольку я там была впервые, то самые яркие впечатления у меня остались от, просто волшебных пейзажей. Это, конечно, никак не приуменьшает ценность вытинанковых произведений, но факт есть факт.

– Работы каких вытинанкарив тебе больше всего по душе?

– Мое знакомство с современной вытинанкой началось из произведений покойной в настоящее время Людмилы Мазур. За ощущением материала и пластики ее тяжело превзойти. Те инновации, которые она сделала в этом виде искусства до сих пор многими непостигнуты. Недавним открытием для меня было творчество Елены Турянской - ее вытинани объекты арта - это новый взгляд не только на технику, но и на художественное формотворение вообще. Последняя моя "любовь" - это вытинанки молодой художницы Юлии Дунаевой (сейчас готовлю статью о ней).

Куклы Реборн в Украине
Первая персональная выставка Ольги Бурлаки
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Виставка «Параска Власенко. Симфонія кольору і орнаменту» до 125-річчя видатної художниці
Виставка «Параска Власенко. Симфонія кольору і орнаменту» до 125-річчя видатної художниці
Коли колір розкриває душу – виставка «Жіноча енергія» Валентина Метика
Коли колір розкриває душу – виставка «Жіноча енергія» Валентина Метика
Арт-бесіда «Олександр Мурашко: між реалізмом та імпресіонізмом» Ганна Владимирська
Арт-бесіда «Олександр Мурашко: між реалізмом та імпресіонізмом» Ганна Владимирська
«Жінка Сецесії: Муха – Клімт - Зарецький» - арт-бесіда з Ганною Владимирською
«Жінка Сецесії: Муха – Клімт - Зарецький» - арт-бесіда з Ганною Владимирською
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Декоративно-прикладне мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
Останні записи
  • «Вишиванка» - нова музична відео робота про Збройні Сили України від співачки Охтирчанка
  • МʼЯТА презентує “На нервах”: музична історія крихкості та незламних почуттів
  • «0,5 | Навпіл» – виставка творів кераміки Леоніда Нагірняка
  • Виставка «Параска Власенко. Симфонія кольору і орнаменту» до 125-річчя видатної художниці
  • Вова Циган – як 17-річний вуличний співак з Тернополя підкорив TikTok і розвіює стереотипи про ромів
Найпопулярніше
  • Коли колір розкриває душу – виставка «Жіноча енергія» Валентина Метика 8
  • «0,5 | Навпіл» – виставка творів кераміки Леоніда Нагірняка 6
  • Виставка «Параска Власенко. Симфонія кольору і орнаменту» до 125-річчя видатної художниці 6
  • Арт-бесіда «Олександр Мурашко: між реалізмом та імпресіонізмом» Ганна Владимирська 5
  • Анатолій Кущ «Парадигма гармонійного» – виставка скульптора, який змінив обличчя Києва 4
  • Виставка «Тендітна квітка Катерини Білокур» у Києві – до 125-річчя видатної художниці 4
  • Виставка Ольги Кравченко «Меланхолія» – пастелі 4
  • Мистецький проєкт «Сад життя» 4
  • «Жінка Сецесії: Муха – Клімт - Зарецький» - арт-бесіда з Ганною Владимирською 3
  • «Бруталізм. Італія» – фотовиставка в Українському Домі 3
Останні коментарі
Война с сексуальным гламуром Александра Ктиторчука
  • Tessa » Ось і догрався Ктиторчук у сексуальний гламур: "Відомий фотограф Олександр Ктиторчук проведе за ґратами 12...
Виставка—продаж «Антитези до видимих історій» Нікіти Цоя
  • Mikki » Хоча я розумію намагання автора дослідити глибини людської підсвідомості та звернутись до складних філософських концепцій,...
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.