What in UA - Новини культури і мистецтва

Если ты не слышал джаза, то никогда не сможешь его сыграть 2

Архівінтерв'ю / музика / музичні інструменти
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 248
8
липня
2012
Если ты не слышал джаза, то никогда не сможешь его сыграть 2

Один из музыкантов, а именно Алекс Максимов, что много путешествует по миру и часто бывает в Нью-Йорке, рассказал, что в Штатах вообще музыканты слово «джаз» недолюбливают, говорят - это просто наша народная музыка.

Импровизация и компровизация

Но в то же время это и разговор музыкальных инструментов. Поэтому много внимания уделяют импровизации. А вы вот не слишком одобрительно об импровизации отзывались на той же таки пресс-конференции, что мы ее вспоминали раньше.

– Я не то, чтобы не особенно одобрительно отзывался. Просто многие музыканты действительно слишком сильно уверовали в импровизацию. Что вдохновение на них взойдет и их понесет. Я много слушал джазовую музыку на концертах и сам занимался. Музыкантов, которые умеют развивать импровизацию, очень мало. С импровизацией нужно работать так же, как композиторы. Это не значит, что прописывать нужно каждую ноту. Но структурно знать, куда двигаешься и что ты хочешь сказать. Те же американцы говорят: «Tell me a story». Расскажи мне историю. Что ты мне говоришь. Ну ок, я сыграл тему. А потом сыграл импровизацию на эту же тему. То есть сказал то же, только другими словами.

/kultura/shilkloper.jpg Аркадий Шилклопер

Потом я беру и снова играю еще другую импровизацию на эту же тему. То что это я постоянно говорю одно и то же? Зачем толочь воду в ступе? Как мы говорим между собой, сначала идет увертюра. Потом главная тема, потом побочная. То есть драматургия, понимаете? Тогда это интересно слушать. 10 квадратов ни о чем, во время которых люди демонстрируют, как они классно владеют техникой игры на инструменте - мне это не интересно. Мне интересно, когда человек действительно создает - как композитор. Поэтому слово «компровизация» мне больше по нраву. Когда ты умеешь написать так, что не видно швов между импровизацией и композицией. Ты видишь целостное музыкальное произведение и ты не знаешь, импровизируется здесь оно или так запланировано. Вот это то, чем мы занимаемся много лет с моим трио (Moscow Art Trio), где есть составные элементы и можно их разделить или скомпилировать, но, чтобы это было органично. Чтобы это было вкусно. А для этого нужно много поработать, подумать. Ну и опыт, конечно.

Также я считаю, что импровизация может быть и тембральная, когда меняются краски, инструменты. Не все могут играть на разных инструментах, но когда есть возможность, то я с большим удовольствием экспериментирую. Ну и ко всему, это еще способствует общей драматургии и выносливости - когда играю на разных инструментах, я меньше устаю. И потом, опять же, у меня есть деревянные инструменты, медные. Это разные вибрации. Тембральная импровизация - мне кажется, это тоже крайне важно.

Когда мы играем с моим ансамблем, у нас бывают очень неожиданные (безумно люблю это!) повороты, когда мы вдруг, не сговариваясь, начинаем исполнять какую-то эстетическую форму. Когда ворваться в произведение может какой-то барокковый элемент, например. Будто идет какая-то квазициганская-балканская свадьба, а здесь вдруг появляется почти барокковое соло трубы. И ощущение такое, будто на молдавской свадьбе появился гость из прошлого. Главное, чтобы все эти элементы сочетались органично. Поэтому кроме импровизации формы, не стоит забывать о том, что существует импровизация тембральная, о которой я уже говорил, ритмичная импровизация. Когда произведение по-другому начинает светиться, не однообразно. Чтобы постоянно была вот... интрига! И это, в принципе, очень важно в музыке, независимо от того, джаз это или классика. Тогда слушателю постоянно интересно, он наблюдает за тем, что же происходит, - как в театре. Когда сидишь, весь во внимание, и ожидаешь. А если ты знаешь, что будет заранее - и тебе уже становится неинтересно.

Музыкальный артистизм

– Вот в театре проводят такую разность между любительством и профессиональностью, говорят любитель может войти в состояние небывалого вдохновения, но потом не в состоянии это повторить. Профессионал это вдохновение ловит на репетициях и потом воссоздает. В джазе так же?

– Да, много общего. Только в театре еще сложнее все. У нас все-таки проще. Актерам надо переживать каждую роль, каждый раз они должны умирать. По большому счету, и мы тоже должны. Но музыканты более ленивые. Да и законы все же другие, чем законы театра. И тем не меньше, бывают такие состояния особенного вдохновения... Я такое состояние один раз пережил. Работал тогда над своим первым сольным альбомом в студии. В детском садике она находилась, (смеется). Там была у меня вся аппаратура. Как-то поздней ночью я сидел, и вдруг меня накрыло. Куда-то я прорвался, в какую-то стратосферу. В целом я час, кажется, играл что-то вот такое неземное, и эти звуки меня настолько поглотили... Я никогда не переживал такого ощущения. Это какой-то оргазм в высшей степени его. Бывает оргазм телесный, привычный для нашей человеческой природы. А это был какой-то неземной оргазм. Состояние нирваны! Это было что-то нереальное. Я улетел абсолютно и не мог остановиться. Уже было далеко за полночь, я пришел домой и спать не мог, потому что все еще был с головой в этом всем. И ожидал на следующий день с нетерпением. Я думал что опять придет это состояние, но как же я ошибался. Как же я ошибался..

Это для меня был очень важный и переломный момент - когда я вернулся в студию на следующий день. Приблизительно в то же время и даже в той же одежде (все то же, я ничего не менял!), но я уже был другим и ничего не получилось. Такой огорченный был... Все пытался просто сымитировать состояние, которое было у меня прошлой ночью... Конечно, я что-то там нашел и сделал, но это было менее чем наполовину того, что я почувствовал сутки перед тем.

И вот сейчас, когда я играю эту пьесу, которая уже давно на сцене, она выкристаллизовалась, имеет форму и имеет уже структуру. Но я прекрасно понимаю - то, что я сейчас делаю с этой пьесой, это имитация, а не то настоящее один единственный раз отысканное и ощутимое состояние. То есть я имитирую это вдохновение. Поэтому я где-то в определенной степени нечестный, делаю вид только пережитое.

Постоянно стремится к совершенствованию

– На это можно и по-другому посмотреть. Как на идеал, поставленную планку, к которой хочется постоянно стремиться.

– Я это называю артистизмом. Все-таки наша работа - она наверное, и заключается в том, чтобы дома что-то находить, получать этот импульс и потом его хотя бы частично пробовать воссоздать на сцене. Я уже говорил об этом и на пресс-конференции во Львове - что, наверное это и есть артистизм - умение войти хоть немного в однажды найденный момент. Музыкант имеет честно это донести в зал. Но перед собой... Есть какие-то такие сокровенные вещи и я, когда играю эту пьесу, то говорю себе: «Что, пристроился? Имитируешь это состояние, и? А это то состояние, которого ты уже никогда не получишь»! Но очевидно его просто невозможно все время чувствовать. Это тяжело просто эмоционально. Эмоционально тяжело...

– В театральных постановках есть какой-то сюжет (не всегда, но обычно), и зритель получает возможность понять, о чем идет речь. В музыкальных пьесах нужно ли содержание чтобы слушатель его понимал?

– Действительно, музыка - это один из наиболее абстрактных видов искусства. Все-таки представление несет конкретную идею, конкретный сюжет. В той музыке, которую я последние годы проповедую, там тоже обязательно должны быть роли. Когда играю в каком-то ансамбле, то первоочередное задание у меня - найти свою роль. Почему я? Почему не кто-то другой? Почему именно меня пригласили? Это мой тембр или мое персональное соотношение к тому или другому произведению? Роль, мне кажется, в музыке тоже очень важна. Другое дело – надо ли об этой роли рассказывать публике. Это действительно, как по мне, не имеет смысла.

Мне даже нравится, когда после одного и того же концерта люди получают разные эмоции и по-разному понимают ту же музыку. Очень интересно всегда выслушивать эти все интерпретации. Они отличаются в зависимости от воспитания, от опыта, образования, культуры...

– Или даже просто настроение...

– И настроение, действительно. Хотя чаще люди приходят и говорят, что вот, с трудом заставил себя пойти на концерт, потому что все в жизни ломается, негде просвета не видно - ни в семье, ни на работе. И вот человек, который был доведен до отчаяния и разуверен, посетив концерт, оживляется, что-то у нее в душе шелохнулось. Надо сказать, что для меня самого это точно так же - когда в личной жизни все не сладко, а ты играешь, гастролируешь, ездишь и понимаешь, что всем смертям назло имеешь полноту жизни. И понимаешь, что это вот - оно твое, оно с тобой, оно...

– Не зависит от других людей - только от тебя.

– Оно зависит от тебя, не изменит тебе и тебя не бросит. Особенно на протяжении последнего года это для меня очень и очень актуально.

– Вот вы говорили о том, что много музыкальных инструментов обогащает произведение. Так же на пресс-конференции употребляли термин «универсальный музыкант». Но когда человек играет на всем, разве это не значит, что ни одним инструментом она не владеет в совершенстве?

– Универсальность заключается не в полиинструментализме, не в том, чтобы играть на огромном количестве музыкальных инструментов, а в том, чтобы быть стилистически универсальным. Живем в такое время, что должны уметь играть в любом стиле. Чтобы музыкант свободно чувствовал себя и в джазовом стиле, и в фольклорном - будто он на свадьбе. Вопрос быстрее в кругозоре. Чем более широкий кругозор у музыканта, тем больше он может сыграть и тем больше у него работы. А если он еще и владеет разными инструментами, то вообще цены ему нет.

– Относительно разных инструментов. У вас, к слову, перечень инструментов, которыми владеете, очень интересный. Как начали заниматься игрой на альпийском рожке, например?

– Ну, началось все, наверное, с того, что приспичило новых ощущений, опыта. Хотелось попробовать разные инструменты, почувствовать разный вкус. Это вот как любишь ты борщ, он вкусный, но хочешь иногда рассольника, кремового какого-то супа грибного и тому подобное. Тем более, когда я заиграл на альпийском рожке, то почувствовал абсолютно другую вибрацию. Здесь я играю на пластиковом, но настоящий альпийский рог деревянный. Из ели. Он мягкий и живой, в отличие от медных инструментов. Поэтому, играя на альпийском рожке, я чувствую такой терапевтический эффект! Какой-то обратный сигнал, от моего тела. Потом я его разобрал на частицы и научился играть на нем как на диджериде. А это вообще инструмент не просто терапевтический - он ритуальный. У австралийцев вообще символизирует мужское начало, мужскую силу и мужское достоинство. Женщинам на нем играть запрещено. Это один из наиболее древних инструментов вообще на планете, вместе с барабаном. Диджерид изобрели аборигены австралийские. Его и делают интересно. Это эвкалипт, он кладется в термитник. Термиты выедают древесину, потом уже мастер вычищает, разрисовывает его. И добывается из него утробный низкий звук. Его используют в музыкальной терапии для работы с инвалидами, людьми, которые имеют умственные изъяны, потому что низкие звуки очень хорошо влияют на людей.

У меня также есть и охотничьи рожки, и меллофон. Иногда я использую вагнер-тубу, горн, валторну.

– Вам только трембиты недостает.

– На трембите я не играл. Знаю, что такой инструмент есть в Карпатах у вас и что осталось всего два мастера, которые их изготавливают. Что заказывать надо заранее и что это целая история. Я бы с удовольствием сыграл.

– А для того, чтобы на всем этом научиться играть, нужно овладеть просто одним инструментом и дальше принцип тот же?

– Это все одна семья музыкальных инструментов - мундштучные. Теоретически я могу на любом мундштучном играть. Другое дело - как и какой будет тембр. Я могу и на тубе играть. Но там просто мундштук большой и надо пристраиваться. Могу и на тромбоне или трубе, но звучать это будет противно (смеется). Надо очень приноровится. Потому что почти все музыкальные инструменты, на которых я играю, - там мундштук приблизительно одного размера. Поэтому мне на них легко играть.

- Многие мои знакомые на мобильный записывали мою музыку, и теперь слушают ее вместо простого гудка.

Петр Порошенко: Собирать и складировать картины - это жлобство
Если ты не слышал джаза, то никогда не сможешь его сыграть
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Если ты не слышал джаза, то никогда не сможешь его сыграть
Если ты не слышал джаза, то никогда не сможешь его сыграть
Если бы я создал новую веру
Если бы я создал новую веру
Празднование Нового года пройдет на славу, если снять квартиру посуточно.
Празднование Нового года пройдет на славу, если снять квартиру посуточно.
Лариса Денисенко: Если умеешь писать — пиши, если есть что сказать — говори
Лариса Денисенко: Если умеешь писать — пиши, если есть что сказать — говори
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні коментарі
Фантастика Форума
  • GustavoNig » Легко ли быть наблюдателем, когда вокруг творится зло и нельзя вмешаться, навести порядок, защитить? Главный...
Украина победитель Евровидения 2016
  • Stasya » Хто з 2022 року? У 2016 ми ще не знали, що знову виграємо Євробачення!
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.