
В безлюдном и уютном кафе, где мы разговаривали с Евгенией Басалаевой, народной артисткой Украины, художественным руководителем камерного ансамбля «Контрасты», известная далеко за пределами нашего государства талантливая пианистка казалась, как всегда, решительной и уверенной в собственных силах.
Был выходной день, и мне стало немного неудобно, что в напряженном ритме жизни даже выходные не принадлежат ей, просто женщине, матери, которая сама воспитывает сына, - бывший муж Евгении Александровны выдающийся скрипач и дирижер, основатель украинской скрипальской школы Богодар Которович преждевременно три года тому назад ушел из жизни. За неизменяемым внешним самообладанием этой красивой успешной женщины, однако, чувствую какой-то надрыв - так было и лет 15 тому, когда впервые просматривала фильм Олега Биймы об этих звездных супругах: казалось бы, у них все в порядке, а в фигуре тогда еще совсем молодой пианистки так пронзительно угадывалось одиночество. Вот и сейчас, хотя бы о чем мы говорили, разговор возвращается к личности Богодара Антоновича, и на глазах моей собеседнице неоднократно серебрят слезы.
А еще несколько дней назад на пресконференции по случаю очередного концерта в рамках 7 Международного фестиваля искусств «Диалоги культур» и Международного проекта «Элитные вечера камерной музыки Евгении Басалаевой» в Колонном зале Национальной филармонии Украины, который открывал новый цикл «Исторические концерты», посвященные 100риччю основание Киевской консерватории (в настоящее время Национальная музыкальная академия имени П. Чайковского), ее ведущая - секретарь Национального союза композиторов Олеся Олийник охарактеризовала Евгению Басалаеву как яркого пропагандиста, публициста, просветителя в области музыки и просто «торнадо» в жизни. Действительно, даже этот цикл концертов, которые должны провести слушателя мимо шеренги выдающихся композиторов, исполнителей, - выпускников консерватории за все годы ее существования, Евгения Басалаева возвела на новый уровень, приурочив его и ко дню благотворительности, который отмечается 9 декабря. Ведь именно благодаря меценатам начало свою историческую поступь это музыкальное заведение, и сегодня мы с благодарностью вспоминаем Михаила Терещенка, который непосредственно был причастен к открытию консерватории. Особенная роль принадлежит в этом контексте семье Розумовских, потому что их нотная коллекция, которая входит в шестерку ведущих коллекционных нотных собраний мира, есть, по существу, антологией разных европейских композиторских направлений, школ и жанров 18 века, достопримечательностью всемирного значения. Большой концерт № 1 фа мажор для клавесина (фортепиано) чешского композитора Л. Кожелуха в сопровождении оркестра, которое прозвучало в тот вечер, - также одно из наилучших произведений европейской музыки из «Нотной коллекции Розумовских».
В нарушение темы меценатства, Евгения Басалаева имела цель не только подчеркнуть историческую роль благотворительности в исторических украинских реалиях, но и в первую очередь обратиться к сегодняшним поместным людям, чтобы продолжили славные традиции этой величественной социокультурной миссии во имя развития национальных культуры и искусства, ради воспитания и развития нации, формирования позитивного имиджа Украины в мировом пространстве.
Именно заботясь об имидже Родины в мире, это талантливые супруги, имея приглашение на работу и в Англию, и в Австралию и даже работая там определенное время, так и не смогло оторваться от родной земли. За самых тяжелых для людей искусства экономических времен в начале 1990х они создали камерный ансамбль «Киевские солисты», средний возраст музыкантов каких был 28 лет. Выкладывая в музыкальной академии, они умели отслеживать настоящую одаренность и лелеять молодые таланты. И сегодня в каждом концерте Евгении Басалаевой участвуют ее студенты, бывшие ученики Богодара Которовича, уже победители и лауреаты, другая талантливая творческая молодежь.
Один из концертов цикла «Элитные вечера » имел название «Гармония контрастов. На волнах блюза». Контрасты отмечены и в названии оркестра, которым руководит пианистка. Собственно, гармония контрастов - это сама неугомонная Евгения Басалаева со своим уникальным проектом вечеров в Колонном зале Национальной филармонии, со своей жизненной позицией, если под контрастами понимать не просто противоположности, а поражающие мгновения: разнообразие творческих вкусов, смелость, с которой она берется за никем не паханую художественную целину. Особенность и уникальность проекта заключается, кроме другого, и в том, что артистка последовательно представит и будет популяризировать произведения украинских композиторов, чья наработка еще не известна миру. Она постоянно в поиске, постоянно экспериментирует. И за множеством ее занятий, идей, стремлений - преданность искусству, попытка сохранить и приумножить, донести до мировой общественности духовное наследство украинцев, культурные традиции нашего государства. Вот только некоторые названия этих элитных концертов: «Украинский ноктюрн», «На Рождество. Торжественный кант», «Задрожали струны в душе моей. Нежная, нежная песня зазвенела в ней», «Украинские силуэты», «Монолог из звездных миров», в котором, кроме произведений подзабытого великого украинского композитора Федора Якименка, очень органично звучала и поэзия представителей «Расстрелянного возрождения», а также Лины Костенко. А еще же есть в репертуаре ее оркестра музыка Франции, немецкого барокко, России, Польши, Австрии, Аргентины.
Музыка не только подносит, но и лечит, убежденная Евгения Александровна, и это правда: на ее из Богодаром Которовичем концерты в Сиднее постоянно ходила одна тяжелобольная женщина, даже ездила за исполнителями к другим городам - была убеждена, что их музыка исцеляет. Но для людей, которые слишком уязвимо пропускают божественные звуки через сердце и душу, эти волшебные ангельские послания порой могут сыграть и разрушительную роль. Это что-то из мистики, но сам Богодар Которович, для которого - единственным из украинцев (!) - в 1999 году персонально специальным самолетом доставили из Италии скрипку Паганини, был убежден, что именно после тех двух концертов - в столичных филармонии и опере, где ему выпала честь играть на инструменте большого Маэстро, у него стала отказывать левая рука. И ни один врач не сумел этот процесс остановить. Мистика? Но большой скрипач вынужден был стать дирижером, потому что рука так и не возобновилась. Между прочим, Евгения Александровна также хорошо запомнила тот концерт: на репетиции скрипка Паганини вовсе не звучала, Богодар Антонович очень нервничал - хоть выходи на сцену со своим инструментом! Но нельзя, будет настоящий скандал. Поэтому обреченно вышел на публику. И здесь уже Евгения Александровна вспоминает: когда скрипач начал свою партию, она была потрясена - такой потуги и красоты звук дарил этот редкий инструмент! А Богодарову Антоновичу казалось во время игры, что кто-то рядом разыгрывает, сказать бы, разогревает скрипку, - он даже несколько раз оглянулся. Такая она, сила искусства!
Относясь к профессии с предельной ответственностью, снискав на своем творческом и преподавательском пути полное признание, народная артистка Украины, обладательница Гранпри (Италия, Испания), лауреат нескольких международных конкурсов, победитель общенациональной программы «Человек року2009» в номинации «Художник года», профессор Национальной музыкальной академии, доктор философии Евгения Басалаева щедро отдает свой талант, опыт, знание студентам и почитателям ее таланта пианистки.
В действительности я не верю, что, сказать бы, насыщенные факты биографии - гарантия особенной содержательности в деятельности человека. Настоящая личность - это реализм и масштаб творческого мышления и поиска, это воля, энергия, деятельная мысль и небезразличие, кодекс корректности в общении с людьми, коллективом, особенно творческим, это стабильная его работоспособность. Евгения Басалаева почти три десятилетия напряженного труда, самосовершенствования, борьбы, просветительства, незаурядной самоотдачи, несомненно, когда-то оценит как наипрекраснейшую, дареную Богом человеку, болезненную и радостную пору открытий, разочарований, надежд и находок, время личностного становления, которому нет конца.
Человеком нации назвала пианистка Богодара Которовича - за талант, за жизненную позицию, за ответственность перед Родиной и родным народом. К сожалению, отходят за вечный предел наши люди нации, настоящие герои, наша слава, наша гордость, художники, которые работали на истинный авторитет государства. Отходят, так и не дождавшись от общества настоящей благодарности за выполнение их высокой миссии - нести в мир знание об Украине и ее талантливый народ: не получил при жизни обещанную квартиру Богодар Которович, хоть уже был выписанный ордер - в последнюю минуту ее отдали какому-то власть имущему. Не дождалась осуществления своей мечты - открытие Малой оперы - Евгения Мирошниченко, хоть ей торжественно обещали содействие президенты и премьерминистры. Поэтому отдадим должное тем, кто или из семейной обязанности, или с почета до людей искусства, или из любых других возможных мотивов лелеют и берегут память о тех многочисленных наших Талантах, которых позвала вечность. Среди этих радетелей - и Евгения Басалаева, - он также настоящий человек нации.
Коментарі: 1
1 Аноним 29-10-2013 21:03
самозванка! "липовый" лауреат! диссертация "заказная"! цена звания "народная артистка"?